Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
УДК статьи: МДК 02.01 Теория и методика игры детей
дошкольного возраста
Автор: Липчанская Анастасия Юрьевна
Научный руководитель: Аказина Елена Валерьевна
Образовательное учреждение: Государственной бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж» (ГБПОУ РО «ЗернПК»)
Ростовская область, г. Зерноград
ТЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:
«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Ключевые слова: творческие способности, игра, театрализованная игра, детское творчество.
В данной статье рассматривается роль развития творческой активности и духовного потенциала. Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста остается животрепещущей на протяжении длительного времени. Все культурные ценности, накопленные человечеством - итог творческой деятельности, и то, насколько продвинется вперед человечество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Поэтому так важно включать различные виды творчества в жизнь ребенка и в детском саду. Именно в творческой деятельности каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность и развить творческие способности.
Тема наиболее актуальна именно в наше время, так как в детском саду уделяют мало времени на развитие творческих способностей дошкольников. Проблема развития творческих способностей остается животрепещущей на протяжении длительного времени. Все культурные ценности, накопленные человечеством - итог творческой деятельности, и то, насколько продвинется вперед человечество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения (Л. А. Венгер, Н. Е. Веракса и др.). Поэтому так важно включать различные виды творчества в жизнь ребенка. Именно в творческой деятельности каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Б.М. Теплов под творческими способностями понимал «определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, уже имеющемуся у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их приобретения. Мы не можем понимать способности... как врожденные возможности индивида, потому что способности мы определили, как "индивидуально-психологические особенности человека", а эти последние по самому существу дела не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.». Так же были рассмотрены особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста, и виды творческих способностей. [Хрестоматия по возрастной психологии: Б.М. Теплов "Одаренность и способности"]
В книге "Психологии творчества, креативности, одаренности" автором которой является Е.И.Ильин, говорится об особенности развития детей дошкольного возраста так: "Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала детей.
1-2 года. Малыши этого возраста часто проявляют интерес к музыке — двигаются под музыку, улавливают ее ритм. Художественное творчество также их увлекает. Они учатся держать в руке карандаш, пробуют разные материалы и приемы, много экспериментируют.
3-4 года. В этот период проявляется пик творческой активности у детей. Они уже много знают и умеют. В их рисунках появляются узнаваемые предметы. По-прежнему следуют за взрослым, но могут проявлять инициативу, придумывать и фантазировать.
5-6 лет. Занятия для детей этого возраста можно уже усложнять самыми разнообразными новыми заданиями. Старшие дошкольники уже могут достаточно долго работать над задачей, действовать самостоятельно, адекватно справляться с неудачами, добиваться нужно результата.
7-8 лет. В этом возрасте начинается уже более серьёзная творческая деятельность — рисование, музыка, театр. И в каждой области ребёнок сможет себя проявлять. Хотя возможно, что лидировать будет одна, к которой у него имеются природные задатки. Также в младшем школьном возрасте проявляется детское техническое творчество. Дети уже накопили определенный опыт, позволяющий им экспериментировать и создавать.
Старший дошкольный возраст традиционно рассматривают как сенситивный период для развития творческих способностей. Сенситивный период — это такой период в жизни каждого ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает все с удовольствием и интересом. Именно во время сенситивного периода у дошкольника формируются предпосылки для развития творческих способностей." [Психология творчества, креативности, одаренности Е. П. Ильин.]
Максимова. С.М, говорит о том, что именно в театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как "артисты", исполняющие роли, но и как "художники", оформляющие спектакль, как "музыканты", обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей. Педагог утверждает, что роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость, и творцам, и зрителям."
Как отмечает Петрова В.Г., "театрализованная игра - это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых".
В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной игры и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.
Именно в театрализованной игре действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. [Научно-методический журнал "Молодой ученый" Максимова. С.М "Театрализованная деятельность важный фактор развития"]
Таким образом, большое и разнообразное влияние театрализованной игры на развитие личности ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной игровой деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Театрализованная деятельность – это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности, способствует развитию детского творчества в целом.
Смирнова С.А, утверждает, что игра - важное средство воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным. Театрализованная игра может быть органично включена в работу различных кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты) могут вноситься в содержание праздников и развлечений. Специфика театрализованной игры дошкольников в том, что она всегда носит свободный характер даже при разыгрывании определенного сюжета. В театрализованной игре ребенок выступает в разных ролях: артиста, зрителя, декоратора, мастера по изготовлению кукол. Он показывает свое отношение к передаваемому образу, свои чувства. [Психология ребенка: от рождения до семи лет: Смирнова Е. О]
Мы планируем в своей дальнейшей педагогической деятельности разработать сборник методических рекомендаций по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной игры в условиях ДОО: «Сборник театрализованных игр», в котором подробно будет освещена теоретическая часть решения данного вопроса, опишем наиболее эффективные приемы развития творческих способностей, рекомендации для родителей и практический материал для детей. Так же мы планируем во время театрализации сказок использовать воздушные шарики, которые будут выступать в роли главных героев. Вы спросите почему именно воздушные шарики? Ответ прост, потому что из воздушного шарика легко создать персонажа, процесс создания которого будет не менее увлекательным для детей. Данный материал будет рекомендован не только для педагогов дошкольных организаций, но и для родителей, так как их участие в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста не менее важно.
Список литературы:
1. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - Москва [и др.]: Питер, 2009 (СПб. : Печатный двор им. А. М. Горького). - с.444.
2. Психология ребенка: от рождения до семи лет: / Смирнова Е. О Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. с.384.
3. Научно-методический журнал "Концепт" / Кондратьева. Н.В // "Сущность понятия творческие способности", год 2014 - с.1-8
4. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений /Б.М. Теплов "Одаренность и способности". Сост. Л. М. Семенюк;Под ред Д.И. Фельдштейна 2 издание - М.: Академия, 2014. - 302с.
- Методические рекомендации по написанию реферата
- Социальная педагогика за рубежом
- Особенности доступа к архивным документам, содержащим государственную и иную охраняемую законом тайну
- Понятие продвижения товара, виды и цели продвижения
- Понятие оперативно-розыскная деятельности
- Катетеризация периферических вен
- Статья на тему: "Кодекс РФ об образовании как основа административно-правового регулирования образовательной деятельности"
- Методическая разработка
- УПРАВЛЕНИЕ ТАЛАНТАМИ КАК НОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
- Консультация для родителей
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Липчанская А. Ю. Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/spo/professionalnye-moduli/file/46849-teatralizovannaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskikh-sposobnostej-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 07.11.2024)