Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

«Формирование общих и профессиональных компетенций в физическом воспитании студентов в ходе использования здоровьесберегающих технологий в обучении»

Состояние здоровья молодого поколения – важный аспект благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Внимание к вопросам здоровья в нашей стране в последние годы заметно возросло, и внимание к здоровью учащихся и студентов.

Содержание и характер труда сегодня требуют от молодого специалиста, вступающего в самостоятельную жизнь, не только глубоких знаний своей профессии, но и достаточно высокого интеллектуального и физического развития, творческого и активного отношения к труду.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период 2010 -15г. одним из приоритетных направлений является проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет реальной разгрузки содержания образования, использования эффективных методов обучения, повышение удельного веса и качества занятий физической культурой, организация мониторинга здоровья.

Цель преподавания физического воспитания нашего колледжа: создать среду обучающей, воспитывающей, оздоравливающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков у студентов, обеспечивает ему условия для формирования общих компетенций.

Образовательный процесс в области физической культуры в колледже строится так, чтобы были решены следующие задачи:

- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корректирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

- освоение знаний о физической культуре и спорту, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

- обучение навыкам и умениям в физкультурно - оздоровительной и спортивно – оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Поставленные задачи решаются через:

1) совершенствование методики проведения урока,

2) индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми обучающимися,

3) коррекцию знаний студентов на основе диагностики развития способностей и природных задатков (мониторинг)

4) мотивацию студентов к учению.

Дискуссия о приоритетной направленности учебного предмета Физическая культура» ведется давно. Чему отдать предпочтение: образовательному, оздоровительному или тренировочному направлению? Существует мнение, что на уроках физической культуры в первую очередь необходимо решать образовательные задачи, то есть дать учащимся определенные знания. Наши исследования показывают: физическое воспитание в образовательных учреждениях должно иметь оздоровительную направленность.

Процесс физического воспитания в колледже способствует формированию общих компетенций: ключевые (формирование воли к победе), социальные (спортивные игры как средства развития социальной компетенции), познавательные, личностные, информационные, коммуникативные, самообразовательные, компетентное отношение к собственному здоровью; предметные: оздоровительно – адаптивная, организационная (режим дня).

Социальная компетенция:

- сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;

- способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;

- социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;

- развитие личностных качеств, саморегулирование.

В игре физические, эмоциональные, умственные качества обучающихся включаются в творческий процесс, при котором обучающиеся вступают в социальное взаимодействие, а значит, должны обладать социальной компетенцией.

Основными критериями социальной компетенции обучающихся, проявляемой (например) в спортивных играх, будут:

* Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

* Готовность (то есть обладание кругом соответствующих умений) следовать правилам игры;

* Готовность (то есть обладание кругом соответствующих умений) систематически приобретать новые знания и умения и делиться ими с другими;

* Умение адекватно реагировать на мнения, позиции, отношения других членов команды;

* Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива;

* Умение целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры;

* Умение пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками;

* Умение использовать своеобразность функций, закрепленных за игроком.

Познавательная компетенция:

- учебные достижения;

- интеллектуальные задания;

- умение учиться и оперировать знаниями.

Личностная компетенция:

- развитие индивидуальных способностей и талантов;

- знание своих сильных и слабых сторон;

- способность к рефлексии;

- динамичность знаний.

Самообразовательная компетенция:

- способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;

- ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;

- гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;

- постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

Компетенция самоконтроля и индивидуального физического - особенности индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности; возможности их положительной коррекции посредством занятий физическими упражнениями;

- особенности организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями, их функциональную направленность и планирование;

- выполнять индивидуальные комплексы упражнений корригирующей направленности (в зависимости от физического развития) и лечебной физической культуры (в зависимости от показаний здоровья).

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: в организации и планировании содержания индивидуальных занятий физическими упражнениями (подбирать упражнения и их последовательность, осуществлять регулирование физической нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия, соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений).

Компетентное отношение к собственному здоровью:

- соматическое здоровье;

- клиническое здоровье;

- физическое здоровье;

- уровень валеологических знаний.

Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметами образовательных областях, а также в окружающем мире.

Содействие образованию здоровой личности понимается нами как:

- физическое оздоровление всего организма как базисная основа личностного развития студента;

- психическое оздоровление как компенсирующий процесс общего оздоровления личности, как баланс различных психических свойств и процессов (умение отдать и взять от другого, быть одному и быть среди людей, любовь к себе и любовь к другим и т.д.);

- психологическое оздоровление как "интеграл жизнеспособности" и человечности индивида, как самоцель человека и глобальная цель развития.

Оздоровительно-адаптивная компетенция:

- особенности динамики работоспособности человека в дневном и недельном цикле, возможности ее оптимизации средствами физической культуры;

- факторы положительного влияния здорового образа жизни (режим дня, активный отдых, занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, отказ от вредных привычек и т.п.) на предупреждение раннего развития профессиональных заболеваний и старение организма, поддержание репродуктивной функции человека.

- выполнять комплексы упражнений производственной гимнастики (по выбору, при умственной или физической деятельности);

- выполнять комплексы аутогенной тренировки для снятия утомления и повышения работоспособности;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учитывая резкое снижение уровня здоровья студентов в колледже внедряются инновационные здровьесберегающие технологии, которые имеют профилактическую направленность, положительно воздействуют на организм, а также в содержании занятий введены высокоэффективные средства и методы, которые обеспечивают оптимальную деятельную активность и не требует большого материально-технического обеспечения: стретчинг, степ-аэробика, калланетика, шейпинг, хатха-йога.

Формирование общих компетенций и внедрение в учебный процесс колледжа по физическому воспитанию инновационных здоровье сберегающих технологий позволяет проводить занятие в свете современных требований, значительно повысить эффективность системы физического воспитания студентов, осуществлять воздействие на развитие физических и психологических качеств.

Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, туризм, ориентирование), способствующие расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма.

Освобожденным от занятий физической культурой, а так же детям, относящимся к подготовительной группе, надо предлагать подготовить доклады и сообщения по ЗОЖ.

На некоторых уроках использовать вопросы и задания, позволяющие узнать, понимают ли дети основные понятия и правила «здоровьесбережения»:

1.Дайте определение понятиям "Здоровье" и "Здоровый образ жизни".

2.Назовите основные составляющие здорового образа жизни. Как вы реализуете их в своей жизни?

3.Назовите 10 причин сказать " Нет" наркотикам.

4.Какими способами управления своим самочувствием и работоспособностью Вы владеете?

5.Как правильно дышать:

Занятия на уроках, участие в соревнованиях, одним словом, физкультура – одна из основ нашего здоровья.

Признание здорового образа жизни, в первую очередь связанного с отказом от вредных привычек среди студентов и преподавателей, и как следствие противодействие дальнейшему распространению социально значимых болезней, снижение их уровня в обществе.

Т.О. Здоровьесберегающая технология - это условия обучения студента (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса; соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях не соответствует современным требованиям, интересам и потребностям общества. Именно учителя физкультуры должны помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развивать у них силу, быстроту, гибкость, ловкость.

Однако в обучении физической культуре есть несколько типичных проблем, заставляющих учителей обращаться к опыту своих коллег, к новаторским идеям, к науке.

Основными проблемами можно считать следующие:

1. Низкий авторитет предмета

2. Слабая материально-техническая база

3. Перегруженность залов.

Для повышения авторитета предмета нужен новый подход к физкультуре в колледже, соединяющий в одно целое уроки физкультуры и спортивные внеклассные мероприятия.

Физические упражнения, направленные на освоение правильной ходьбы, бега, прыжков, метаний, навыков в равновесии дают возможность организовать работу детей в основной медицинской группе и подготовительной с учетом дозировки физических нагрузок и возрастных особенностей школьников, формировать у них жизненно важные двигательные умения и навыки.

С ранней весны и до поздней осени занятия по возможности надо проводить на свежем воздухе. Все уроки должны иметь высокую моторную плотность. На уроках использовать фронтальный и групповой методы. При этом наиболее эффективно себя показал поточно-групповой способ. Творческая атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к нему, куда входят тщательно продуманные объяснение учебного материала, постановка задач в последовательности их реализации и решения, разъяснение сущности двигательного действия, взаимосвязи и взаимообусловленности его элементов. Материал урока необходимо располагать в строгой логической последовательности от простого к сложному: эстафета сменяется ведением баскетбольного мяча, имитационные упражнения – лазанием по канату, прыжковый бег – передачей мяча в парах.

Широко использовать различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Применять мелкий спортивный инвентарь: гимнастические палки, теннисные и набивные мячи, скакалки. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения, временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечно-сосудистой функций организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах.

По отдельным разделам программы можно использовать карточки с упражнениями трех степеней трудности. Если ученик недостаточно хорошо выполняет то или иное упражнение, он получает карточку-задание с коэффициентом трудности «1», с указанием срока для выполнения. По окончании указанного срока учащийся обязан сдать учебный норматив или выполнить разученное упражнение. После этого он получает карточку с коэффициентом «2», а после выполнения и этого задания – карточку с коэффициентом «3». Кроме того, карточки могут быть с моделями движений и описанием порядка выполнения различных упражнений из всех разделов учебной программы. Это позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.

Что касается здоровьесбережения, то на уроках с соответствующим содержанием надо создавать представление о физическом развитии и здоровом образе жизни, обучать самостоятельным занятиям физическими упражнениями с использованием их для досуга и отдыха. Ребята ясно видят связь предмета «Физическая культура» с сохранением их здоровья и нормальным физическим развитием в дальнейшем.

Для обеспечения эффективного здоровьесберегающего процесса необходимо соблюдать санитарно-гигиенические условия обучения, нормировать учебную нагрузку и режим занятий, использовать здоровьесберегающие технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

Необходимо создать в колледже благоприятный эмоциональный и психологический климат, а также всеми средствами содействовать формированию потребностей в ЗОЖ у учащихся, педагогов и родителей.

Главная цель работы преподавателей физкультуры – обеспечить студентам возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже.

Для этого необходимо:

- сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- научить учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни;

- обучить студентов приемам мобилизации и релаксации и духовного самосовершенствования.

Рекомендации:

1.Активно внедрять здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности.

2.Систематически пополнять материально-техническую базу ОУ.

3.Изыскать возможность предоставления учащимся начального звена помещения для малого спортивного зала.

4.Пропаганда здорового образа жизни, через совместные мероприятия педагогов, учеников и родителей

(Дни здоровья, посещение бассейнов и лыжных баз, походы выходного дня).

 

Раздел: Профессиональные модули СПО

Автор:
преподаватель физической культуры
Размер файлов: 11.33 kB
Дата публикации: 22.10.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Гончаров Е. Б. «Формирование общих и профессиональных компетенций в физическом воспитании студентов в ходе использования здоровьесберегающих технологий в обучении» // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/spo/professionalnye-moduli/file/44716-formirovanie-obshchikh-i-professionalnykh-kompetentsij-v-fizicheskom-vospitanii-studentov-v-khode-ispolzovaniya-zdorovesberegayushchikh-tekhnologij-v-obuchenii (дата обращения: 07.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации— как получить такой сертификат