Развитие речи дошкольников в режимных моментах
В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности детей: в режимные моменты, в самостоятельной игре, на специально организуемых занятиях. Эти формы жизнедеятельности отличаются друг от друга по типу взаимоотношений взрослого и малыша. Обучающая роль взрослого наиболее четко выражается в режимных моментах и на занятиях. Воспитательные воздействия должны проводиться постоянно и направлять на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.
В процессе воспитания и обучения необходимо развивать разнообразные формы активности ребенка в различных видах его деятельности. Активность должна проявляться и в моменты восприятия речи, понимания, использования усваиваемых языковых средств в целях общения.
Речевые игры в режимных моментах имеют особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помощь им в освоении разговорной речи родного языка. Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционального благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Цель: Повысить активный словарь, развитие связной речи у детей
Актуальность: Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Среди многих важных задач воспитания и обучение родному языку, развитие речи, речевое общение – одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности детей. В настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы.
Проблема: Низкий уровень активного словарного запаса и связной речи детей, а так же проблемы с речью.
Причины: 1. Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по расширению активного словаря.
2. Отсутствие интереса родителей к инициативе детей заниматься словотворчеством, дефицит общения.
Гипотеза: В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшится выразительность речи, дети научатся рассказывать небольшие стихотворения.
Цель: Повысить активный словарь, развитие связной речи у детей
Задачи:
• Воспитание звуковой культуры речи
• Обогащение, закрепление и активизация словаря
• Развивать связную речь
• Поддерживать речевую инициативу детей в общении
• Воспитание интереса к художественному слову
Ожидаемые результаты:
• Активный словарный запас составил 70% по высокому уровню.
• Используются разнообразные формы работы с детьми по расширению активного словаря.
Утренний прием.
«Добрые слова»
Грубых слов не говорите,
Только добрые дарите.
Какие добрые слова мы знаем?
Какие добрые слова ты говоришь папе и маме?
Утреннее приветствие.
Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»,
Мы скажем небу: «Здравствуй!»,
«Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
- С добрым утром, скажем вам,
- С добрым утром, мама, папа!
- Здравствуйте в саду ребята,
Солнце небо и зверята,
Утро доброго всем вам!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано
И приветствуем тебя!
Беседы о погоде, о времени года, о днях недели, по дороге в детский сад.
Во время утреннего приема можно использовать пальчиковые игры.
Пальчики здороваются:
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинчика.
Цветок.
Солнце поднимается-
Цветочек распускается,
Солнышко садится-
Цветочек распускается,
Цветочек спать ложится.
Такие игры, сопровождаемые чтением стихов, потешек, считалок, песенок, эффективны для развития мелкой моторики, поскольку движения пальцами, кистями рук также благотворно влияют на развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек.
Подготовка к утренней гимнастике.
На зарядку становись!
Мы зарядкой заниматься
Начинаем по утрам.
Пусть болезни нас боятся,
Пусть они уходят прочь.
Раз- два, Шире шаг!
Делай с нами так!
Во время умывания можно применять словесные приемы.
Чище умойся, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
Во время дежурства можно с помощью беседы привлечь внимание к посуде, которую расставляют на столе. Дети называют форму, цвет, рисунок, материал из которого изготовлена посуда , количество приборов; ознакомление с меню, привлечение к эстетическому оформлению столов, правилам приема пищи; правила этикета – это способствует расширению словарного запаса, упражняют в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми.
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол!
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот тарелка, вот еда
Не осталось и следа.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед!
В перерыве между занятиями или после сна можно использовать игры
Игра «Дикие и домашние животные»
Детям предлагают закончить предложения, называя детенышей: у волчицы появились (волчата, у медведицы родились (медвежата, у белки (бельчата) и т.д.
Игра «Чудесный мешочек»
С закрытыми глазами дети нащупывают предметы, вытаскивают его из мешочка и по наводящим вопросам составляют рассказ. Из чего сделано? Где растет? Для чего применяют? Какую пользу приносят?
Физкультминутки, подвижные игры («у медведя во бору», «зайка беленький», «воробышки и автомобиль», «Ворота» и пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика, способствуют развитию разговорной речи.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Эти пальчики кусают ,
Эти пальчики гуляют,
Эти - любят поболтать,
Эти – тихо подремать,
А большой мизинцем –братцем
Могут чисто умываться.
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре Дети шагают на месте.
Мама, папа, брат, сестра –
Сосчитаю всех едва! Выполняют «пружинку», руки на поясе.
Самый главный это я!
Прикладывают руки к груди.
Вот и вся моя семья! Поднимают руки вверх, затем медленно руки вверх, затем медленно опускают.
Подготовка к прогулкам:
«Собираемся на прогулку»
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай,
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми, точно также натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
Посмотри на улице стало холодать.
Пришло время кофту
Детям надевать.
Туши-тутуши,
Где твои уши?
Уши в шапке,
Не достанут лапки.
Чтобы уши не болели,
Быстро шапки все надели.
На прогулке можно предложить игру «Найди себе пару».
Взрослый делит детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного животного, а вторая – нескольких. Ребенок из первой команды говорит: «У меня кошка». Ребенок другой команды: «У меня кошки». Эти дети становятся рядом.
Еще на прогулке можно предложит игры, где предлагается пофантазировать на такие темы ,как: «Если бы я был волшебником…»,
«Если бы я стал невидимым…», «Если весна не наступит никогда…», «Что было бы, если бы я умел летать?»
Игра «Узнай, как кого зовут?»
Ведущий ребенок выбирает для себя партнера, но имя при этом не говорит и составляет свой описательный рассказ: «Это девочка, мальчик волосы темные, светлые, во что одет (перечислить название предметов одежды» и их цвет)».
Во время пробуждения хорошим примером станет проговаривание.
Тихо-тихо, колокольчик позвени, Всех мальчишек и девчонок разбуди.
Все проснулись, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Солнце уже не спит давно,
Смотрит к нам оно в окно.
Хорошо вам отдыхать
Но пора уже вставать.
Или во время закаливания приговаривать:
Маленькие ножки бежали по дорожке, Большие ноги шагали по дороге
Таким образом, в результате такой работы, постоянной тренировки пальчиков, мелкой моторики рук, речи, памяти посредством бесед, разговора, игр сопровождаемых стихами, потешками, пословицами, поговорками ,песенками воспитывается звуковая культура речи, обогащается словарный запас, идет закрепление и активизация словаря детей ср. гр, и второй младшей группы.
При помощи игр, бесед развивается связная речь.
У детей поднялось уровень активного словарного запаса, научились рассказывать стих, участвовать в развлечениях, на празднике, конкурсах.
Участвовали в городском смотр конкурсе по ПДД «Зеленый огонек», «Неразлучные друзья», внутри садика конкурсах чтецов, по защите проектов.
Использованная литература:
1. Гербова В.В. Развитие речи 2-4 года Учебно наглядное пособие.-М.:Владос,2003
2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2007.
4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2007.
5. Гербова В.В., Ильчук Н.П. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года – М.:Оникс-ХХ1 век, 2005.
6. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи
7. Максакова А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
8. Максакова А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
9. Максакова А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
10Никифорова Т. И. Волшебные пальчики. Якутск 2004.
- В гостях у "мой додыр"
- Конструкт театрализованной игра
- Веточка мимозы
- Конструкт организации режимных моментов во вторую половину дня
- Речевое развитие
- Особенности памяти у детей с нарушениями слуха
- "Веселый огород"
- Проект "Синичкин день"
- Организация психологической службы ДОУ с учётом ФГОС
- "Здоровьесберегающие технологии в детском саду"
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Михайлова М. П. Развитие речи дошкольников в режимных моментах // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/detsad/raznoe/file/29295-razvitie-rechi-doshkolnikov-v-rezhimnykh-momentakh (дата обращения: 21.11.2024)