презентация Лингвистические игры на уроках русского языка в аспекте формирования коммуникативной компетентности обучающихся, в том числе детей с ОВЗ
Различные лингвистические игры являются средством интенсивного обучения на уроках
русского языка, что объясняется необходимостью повторения изучаемого материала в ходе
игры, самостоятельного отбора и творческой переработки информации, а также тем, что
динамичность и разнообразие учебного процесса помогают увеличить интерес к нему
детей.
Игры мы делим на некоммуникативные, предкоммуникативные и коммуникативные
соотносительно с формируемыми компетенциями. Под некоммуникативными играми мы
понимаем такие, которые направлены на усвоение и отработку языковых форм и моделей.
Предкоммуникативными называем те, которые помогают развивать речевые навыки и
умения, служат для подготовки к общению, формируют и закрепляют лингвистическую
базу, необходимую для коммуникации. Коммуникативная же компетенция, включающая в
себя лингвистический, психологический и социолингвистический аспекты, развивается на
этапе коммуникативных игр.
Некоммуникативные игры (цель — усвоить и отработать языковые формы, модели,
лексику, синтаксические конструкции): Например:
1. Красочные рыбки
Класс делится на команды, каждая из которых получает лист бумаги с нарисованным
силуэтом рыбки и записанной грамматической или синтаксической формой (слово,
образованное по определённой модели; словосочетание с определённым типом
отношений; синтаксическая конструкция). Задача детей — «одеть» рыбку в чешую
согласно рыбьей моде: чем больше чешуек, тем лучше. Каждая чешуйка может быть
пририсована, только если дети придумали свою форму по заданному образцу. На рисунке
чешуйки нумеруются, снизу на листочке под каждым номером записывается
соответствующая фраза. Побеждает команда, у чьей рыбки больше чешуек.
2. Осенний лес
Для игры берётся художественный текст (возможно, поэтический), расчленяется на
слова и, если необходимо соответственно уровню развития детей, словосочетания,
которые записываются на бумажных «осенних листьях»; они потом будут крепиться к
сухим веткам, которые тоже необходимо заготовить заранее. Детям предлагается
разгадать послание осеннего леса, которое должно стать для них красивым подарком,
но так как лес может отдать его только самым трудолюбивым и сообразительным, он
прислал его в «разобранном состоянии» на тех листьях, что имел. После чего дети
собирают текст из листьев, вешая их на ветки в определённом порядке. Аналогично
можно собирать не текст, а предложение или слово (для пятиклассников, например, по
первым буквам слов, записанных на листьях).
Предкоммуникативные игры (цель — формировать и развивать речевые навыки и умения,
в том числе — готовиться к общению на неродном языке):
1. Школа в школе
Игра заключается в том, чтобы дети придумали для своих товарищей интересные
задания, помогающие изучить язык: в качестве шаблона им может быть предложена
модель текста с пробелами, которые должны быть заполнены соответствующими
словами или оборотами; модель таблицы с пустыми окнами, в которую помещаются
недостающие конструкции (так, допустим, с помощью таблицы может быть описана
парадигма времён глагола или лиц существительного); кроссворд или сканворд. Главная
задача — сделать так, чтобы «ученику» не было слишком легко, но при этом инструкцию
он бы понимал без вопросов к инструктору.
2. Ассоциации
Игра, помогающая активизировать словарный запас. Ведущий загадывает любое
существительное в единственном числе и называет первую букву задуманного слова.
Ученики должны отгадать его, не называя прямо: можно лишь использовать
определения и описания. Ведущему, чтобы угадать задуманное оппонентом слово, даётся
20 секунд, в случае неудачи он называет вторую букву, и так далее, — с каждым разом
отгадывать слово становится легче. На уроках иностранного языка слово задумывается
на иностранном языке, ученики младших классов могут формулировать догадки на
родном, старших — также на иностранном. Допускается пользование словарями.
Коммуникативные игры (цель — сформировать коммуникативные компетенции,
включающие в себя лингвистический, психологический и социолингвистический
аспекты):
1. «Всегда говори „Да"»
Игра может быть поделена на 2 этапа.
Разделившись на пары, игроки за 5-10 минут придумывают 10 таких вопросов, на
которые партнёр может ответить только утвердительно.
Разделившись на пары или работая в группе, игроки организуют вопросную
«перестрелку». Те, на чьи вопросы другие игроки ответили отрицательно, выбывают из
игры.
Данный тип игр направлен на развитие коммуникативной компетенции, а потому уроки с
использованием подобных методик можно совмещать с классными часами либо с
изучением на предметных уроках различных коммуникативных стратегий и тактик,
объясняя такие базовые понятия, как «коммуникативный успех», «коммуникативная
неудача», «стратегия приближения», «стратегия удаления», «тактика манипуляции» и т. д.
Таким образом, мы сможем вести работу над развитием личностных поведенческих, а
также метапредметных коммуникативных, регулятивных и познавательных навыков.
В целом лингвистические игры ценны именно возможностью совместить формирование
предметных и метапредметных навыков, а также возможностью
с лёгкостью создать ситуацию успеха для отстающих или не освоивших только теорию
учеников, а также для детей с ОВЗ. Ведь игра сближает.
Таким образом, лингвистические игры — важный компонент обучения русскому и языку,
имеющий функциональное, дидактическое и мотивационное значение в образовательном
процессе.
- Смысловой анализ текста
- Основные виды сложных предложений
- Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении
- Внеклассное мероприятие по литературе и русскому языку А.С. Пушкин и др...
- А.М.Горький. "Мои университеты"
- СПП с придаточными определительными
- Задание 15.3 ОГЭ по русскому языку
- Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе
- «Русский язык - основа любой профессии»
- Приёмы работы с текстом
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Сергиенко П. . Лингвистические игры на уроках русского языка в аспекте формирования коммуникативной компетентности обучающихся, в том числе детей с ОВЗ // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/prezentatsii-po-russkomu-yazyku/9-klass/file/44087-lingvisticheskie-igry-na-urokakh-russkogo-yazyka-v-aspekte-formirovaniya-kommunikativnoj-kompetentnosti-obuchayushchikhsya-v-tom-chisle-detej-s-ovz (дата обращения: 14.11.2024)