Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

презентация Виды глагола

Есть конспект урока

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«Виды глаголов»

Цель: дать представление о видах глагола; познакомить с различиями между глаголами совершенного и несовершенного вида.
Задачи:
Образовательные: формировать умения распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать видовую пару.
Развивающие: развивать умения делать выводы и обобщения на основе наблюдений и сравнений.
Воспитательные: воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка;
Тип занятия: объяснение нового материала с использованием игровой технологии.
Планируемые результаты:
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; самоанализ и самоконтроль результата, осознанное построение речевого высказывания.
Предметные: повторение и закрепление знаний о глаголе; уметь определять вид глагола, отличать глаголы разных видов по вопросам, создавать видовую пару.
Метапредметные: умение анализировать, наблюдать.

Формирование учебно-языковых умений, ко¬торые заключаются в оперировании языковым материалом в учебных целях. По характеру действий опо¬знавательные умения и классификационные.
Лингвистическая компетенция предполагает и формирование учебно-языковых умений и навыков. К ним относят прежде всего опознавательные умения: классификационные: умения делить языковые явления на группы.

Ход урока:
I. Организационный момент
- 1 СЛАЙД Ребята, посмотрите, какой красивый сундук нам подготовил Незнайка. Прежде чем заглянуть внутрь, нам с вами нужно открыть замок.

II. Актуализация опорных знаний.
На замке висит письмо. Давайте его прочитаем. Что же в нём? (письмо берёт ученик и читает вслух) 2 СЛАЙД
«Ребята, сегодня на уроке вы узнаете об одном постоянном признаке изучаемой вами части речи. Но для того, чтобы узнать о ней, необходимо выполнить несколько заданий. 3 СЛАЙД Первое – совсем простое. Отгадайте загадку!»
Интересная часть речи
В русском языке живёт
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам …

- Верно! Глагол! Сегодня мы с вами продолжаем изучать глагол. Давайте дадим определение глаголу. 4 СЛАЙД

Все согласны с определением? Вот и открылся наш сундук. А внутри Незнайка нам подготовил карточку с заданием. Наверное, если мы правильно всё выполним, то достанем со дна что-нибудь ценное.

Запишите число, «классная работа», пропустите одну строчку, на которой мы потом напишем тему урока.

1) 5 СЛАЙД Давайте приступим к заданию. Вам необходимо написать сл/соч, выделить главное слово выделить и объяснить орфограммы, определить части речи.
Идешь по тропинке, не положить нож, цыкнуть на Ростислава, ненавидеть ложь.
Какие орфограммы в глаголе нам встретились в данных примерах? (Ь после шипящих в глаголах, слитное и раздельное написание Не с глаголами и т.д.). Обозначьте главное слово.

2) 6 СЛАЙД С заданием мы справились. Давайте посмотрим, что нам подготовили далее. 7 СЛАЙД
Данные словосочетания замените глаголами неопределенной формы (устно, по цепочке). Что такое «неопределённая форма глагола»?
• Оказать помощь – помочь
• Очищать пол от сора – подметать
• Вести наблюдения – наблюдать
• Принимать решение – решать
• Готовить пироги – печь
На какие вопросы отвечает начальная форма глагола? (Что делать? Что сделать?)

III. Подготовка к изучению нового материала.
Далее нам Незнайка подготовил что-то трудненькое. 8 СЛАЙД

3) Образовать от имён существительных однокоренные глаголы, отвечающие на вопрос «Что делать?», «Что сделать?»

Что делать? Что сделать?
Мечта мечтать помечтать
Рисунок рисовать нарисовать
Завтрак завтракать позавтракать

 

IV. Изучение нового материала
Незнайка предлагает сравнить нам глаголы 1-го и 2-го столбика. Что общего? (глаголы все в н.ф., однокоренные). 9 СЛАЙД
Чем различаются? (во втором столбике у глаголов есть приставки).

У нас в сундуке запряталась подсказка…Обратить внимание на смысловое значение пар глаголов.
Давайте посмотрим, чем они различаются?

Вывод: глаголы, которые отвечают на вопросы Что делать? (Что делал? Что делаю? Что буду делать?) обозначают незаконченное (незавершенное) действие и не указывают на его конец или результат. 10 СЛАЙД
Такое глаголы называются глаголами несовершенного вида.

Глаголы, которые отвечают на вопросы Что сделать? (Что сделал? Что сделаю?) обозначают законченность (завершённость) действия, указывают на его конец или результат. Эти глаголы называются глаголами совершенного вида.

Сделаем вывод. Как будет звучать наша тема? (Записываем в тетрадь)

Все глаголы в русском языке делятся на глаголы 2 видов. Какие? (Ученик работает со схемой)

11 СЛАЙД Однокоренные глаголы совершенного и несовершенного вида образуют видовую пару 12 СЛАЙД, 13 СЛАЙД

4) Незнайка нам разрешает немного расслабиться и поиграть.
«Физкультминутка». Я называю глаголы с частицей НЕ, а вы выполняете действия наоборот:
Не вставайте, не моргайте
не шагайте, не танцуйте
не вертитесь, не прыгайте,
не кружитесь, не садитесь.

 

V. Закрепление. Упражнения в распознавании глаголов совершенного и несовершенного вида.
Посмотрим, какое задание нам ещё подготовил Незнайка. 14 СЛАЙД

4) Стр.109 (картинки, таблица)
5) Незнайка предлагает вам ответить на вопрос: с помощью какой или каких морфем мы можем образовать однокоренной глагол, но другого вида? (Можно подсказать номер упражнения)

Упр.642 сложное - для избранных

6) Незнайка нам подготовил небольшое задание для самопроверки. Если мы правильно выполним, то мы узнаем, что же спрятано на дне сундука. 15 СЛАЙД

Задание 7. Прочитайте отрывок стихотворения. Откуда он? Кто автор? Выпишите из отрывка все глаголы и определите их вид.


Самопроверка. Оценивание. 16 СЛАЙД

 

VI. Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание. 17 СЛАЙД Что мы нового узнали на уроке? Как мы отличим сов.вид от несов.вида глагола?
А на дне спрятаны письма для каждого ученика.

18 СЛАЙД д/з. по выбору: упр.645 или упр.644(составить 6 предложений)

Выставление оценок.

Письмо 19 СЛАЙД
Настроение 20 СЛАЙД

 

Раздел: Презентации по русскому языку для 5 класса
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать презентацию
Автор:
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г.Ростова
Размер файлов: 6.23 MB
Дата публикации: 23.03.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Парфирова И. А. Виды глагола // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/prezentatsii-po-russkomu-yazyku/5-klass/file/25458-vidy-glagola (дата обращения: 23.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации— как получить такой сертификат