Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Обучение детей с учетом психофизиологии

Беседа: «Обучение детей с учетом психофизиологии»

Цель беседы: познакомить педагогов  с особенностями психофизиологических особенностей детей, возможностями индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Слушатели: педагоги, психологи.

Задачи беседы:

- Ознакомить слушателей с типами функциональной организации двух полушарий мозга.

- Рассказать о возрастной динамике функциональной асимметрии мозга.

- Ознакомить педагогов о связи школьных неврозов с нарушениями межполушарного взаимодействия.

- Обеспечить педагогов конкретными рекомендациями по обучению детей с разной функциональной асимметрией полушарий.

- Обратить внимание на зависимость оценивания учащегося учителем от степени соответствия типа функциональной организации учителя и ученика.

 «Как вы думаете, что объединяет творчество таких известных художников как Ван-Гог, Рембрандт, Суриков? И чем их картины отличаются от картин Пикассо, Кента и Леже? Дело в том, что Ван-Гог, Рембрандт и Суриков относятся к так называемым «правополушарным» художникам. Их картины отличаются большими размерами, темной палитрой красок, большим числом световых градаций, глобальностью сюжета. Им присуща эмоциональность, экспрессия, динамика. Тогда как для левополушарных художников характерна строгость формы, холодные цвета, графичность изображения. Как вы уже поняли, всех людей можно условно разделить на 3 группы:

Людей, у которых доминирует левое полушарие. У них словесно-логический тип мышления, они склонны к абстрагированию и обобщению;

Людей, у которых доминирует правое полушарие. Их мышление отличается образностью, они имеют развитое воображение;

И, наконец, у третьей категории людей в равной степени развиты оба полушария.

Причём к односторонне представленным типам относится чуть меньше половины людей. Чем же отличаются по большому счёту люди, относящиеся к разным типам функциональной организации полушарий мозга?

Предполагается, что различия существуют в способах организации контекстной связи между элементами информации. То есть левополушарные люди так организуют любой знаковый материал, что создают строго упорядоченный и однозначно воспринимаемый контекст. Ну, например, любое слово, взятое вне контекста, имеет всегда несколько значений, а взятое в контексте, приобретает уже одно значение. Правополушарные люди способны улавливать большое количество информации, противоречивой с точки зрения формальной логики, с большим количеством связей и многозначным контекстом. Согласитесь, это немаловажно для творческого процесса. Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями и жестикуляцией. Среди правополушарных людей много литераторов, журналистов, деятелей искусства, организаторов. Левополушарные люди много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, их речь выстроена и грамматически правильна. Среди них много инженеров, математиков, лингвистов, философов, представителей теоретических дисциплин. Они часто занимают руководящие посты. Однако им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств.

Ну, со взрослыми всё более или менее понятно. Все мы разные и, несмотря на отличия, как-то умудряемся находить общий язык. Как же обстоит дело с детьми? Для чего нужно знать к какому типу межполушарной асимметрии, моторной и сенсорной латерализации относится тот или иной ребёнок? А для того, например, чтобы объяснить нетерпеливым родителям и преподавателям, почему их не лишённый способностей первоклассник не радует успехами. Например, праворукий, но левоглазый ребёнок запаздывает на ранних этапах развития, так как до 9 – 10 лет нервные пути, соединяющие два полушария, окончательно не сформированы. Такие дети, запаздывая в младшем школьном возрасте, потом обязательно догонят своих сверстников, а, став взрослыми, имеют более высокий интеллект.

На ранних стадиях развития мозг ребёнка чрезвычайно пластичен и даже удаление одного из полушарий в младенчестве не ведёт к отставанию в развитии. Однако с возрастом пластичность полушарий снижается и наступает период, когда замещение одного полушария другим становится невозможным. Вы все знаете, что у ребёнка созревание правого полушария идёт более высокими темпами. Утверждается даже, что до 9 – 10 лет ребёнок является «существом» правополушарным. По некоторым данным, существенные изменения в межполушарном взаимодействии наблюдаются к 6 - 7 годам, то есть к началу школьного обучения. Толчком к активизации левого полушария считается появление у ребёнка осознания себя, которое происходит около 3-х лет. У мальчиков процесс разделения функций идёт сравнительно быстрее, чем у девочек, поэтому в этом возрасте мальчики бывают более упрямы. И функциональная активность полушарий у мальчиков более полярна, в связи с этим с преобладанием одного из них у них можно судить уже к 6-7 годам.

Иногда у повышенно эмоциональных, впечатлительных мальчиков дифференциация мозга идёт по тому же пути, что и у девочек. В этом случае у них дольше сохраняется правополушарная специализация мозга. Камнем преткновения для таких детей может стать таблица умножения. Проблемы обостряются, если на такого, изначально гуманитарно ориентированного мальчика оказывают давление родители, у которых доминирует левое полушарие (инженеры, преподаватели точных дисциплин, философы).

Девочки же до 13 лет сохраняют определённую пластичность мозга, эквивалентность его половин. Поэтому определить её направленность в будущем можно только к 13 годам: насколько успешно она обучается иностранному языку или математике (если преобладают левополушарные функции), либо ей лучше заняться литературой, географией, историей (при правополушарной асимметрии).

Иногда родители начинают раннее обучение до школы детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни или не выговаривают отчётливо ряд звуков. Это говорит о доминировании у них правого, неречевого полушария. И преждевременные, завышенные требования к таким детям могут привести к заиканию и неврозу.

Наша традиционная система образования носит ярко выраженный «левополушарный» характер. Она не даёт проявиться творческим, интуитивным началам ребёнка, увлечённости, постижению знаний через интерес. Более того, чрезмерная стимуляция ещё не свойственных детям функций левого полушария приводит к невротическим состояниям. Естественные затруднения по русскому языку и математике для правополушарных детей часто не уменьшаются в начальных классах, а увеличиваются под давлением родителей и учителей. Как результат перегрузки ещё не сформированного левого полушария, у ребёнка появляется повышенная утомляемость, отвлекаемость, забывчивость. А как следствие недостаточной активности (торможения) правого полушария – раздражительность, непоседливость, беспокойство, плохое настроение. В результате – неврастения – наиболее распространённый невроз. Постоянное перенапряжение нервно-психических сил приводит к интеллектуальному хроническому стрессу. Появляется чувство усталости, головная боль, неспособность к концентрации внимания.

За эмоции отвечает правое полушарие. Именно там рождаются все страхи, тревоги и переживания ребёнка. И поскольку левое полушарие ребёнка перегружено, осмыслить и «переработать», то есть справиться с ними ребёнок не в состоянии. Вместе эти два запредельных режима работы двух полушарий формируют структуру навязчивостей. Позже, когда острота переживаний смягчается, появляются навязчивые мысли и опасения. При этом происходит чрезмерное возбуждение левого полушария при торможении правого. Это можно наблюдать у подростков, когда нет непосредственности чувств, умения быстро схватывать всю ситуацию целиком, а есть беспокойство, сомнения и мнительность. В этом возрасте переживания связаны с неуспехами в общении со сверстниками, на фоне возможно достаточно хороших, даже отличных успехов в школе.

Что же необходимо ребёнку в состоянии невроза? Самое основное, чего не достаёт таким детям, это возвращение чувства радости жизни, а именно яркие впечатления, увлечения и положительные эмоции. Исследователями было установлено, что если в процессе развития ребёнка одно из полушарий начинает работать за другое, то есть берёт на себя не свойственные ему изначально функции, то его собственные способности становятся снижены. Например, если правое полушарие начинает выполнять речевые функции, оно теряет отчасти способность к организации многозначного контекста.

Мотивация правополушарных и левополушарных учеников носит различный характер. Так, для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Для них характерна ориентация на пятёрку «любой ценой».

Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования. Занятия школьными науками они рассматривают средство развития своего мышления. У них выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.

Особенности познавательных и эмоциональных процессов учащихся с асимметрией межполушарного взаимодействия.

Операционный этап

Правополушарные

Учащиеся

Левополушарные

Учащиеся

Восприятие материала

Целостное,интонационная сторона речи, зрительное (визуалы).

Дискретное

(по частям), смысловая сторона речи, слуховое (аудисты).

Переработка информации

Быстрая, мгновенная.

Медленная, последовательная.

Интеллект

Невербальный, интуитивный

Вербальный, логический.

Деятельность

Приверженность к практике

Приверженность к теории

Эмоции

Экстравертированность,

Отрицательные (страх, печаль, гнев, ярость)

Интровертированность,

Положительные (радость, чувство наслаждения, счастья)

Память

Непроизвольная,

Наглядно-образная

Произвольная,

Знаковая

Мышление

Наглядно- образное,

Спонтанное,

Эмоциональное, интуитивное, трёхмерное (в пространстве)

Абстрактно-логическое,

Оперирование цифрами, знаками, формальное, программируемое, двумерное (на плоскости)

         

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Возможны проблемы в грамматике и подборе слов, смысловые пропуски.

Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь, но не имеют успеха в свободной конверсации. Если их попросить подвести итоги, они встретятся с определёнными трудностями. Левополушарным ученикам требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи. Однако их точность в употреблении слов и применении правил обычно выше, чем у их правополушарных одноклассников. Тем не менее, левополушарные ученики обычно медленнее выполняют письменные работы.

Правополушарные учащиеся более успешны в изучении геометрии, чем алгебры, в отличие от левополушарных учащихся.

Очень распространённая ошибка, когда в классах для неуспевающих учеников, переполненных правополушарными детьми, математика подаётся с введением ещё более мелких категорий, то есть в ещё более аналитической манере, чем в обычных классах. Среди выдающихся математиков и физиков преобладали левополушарные. Пифагор говорил: «Всё есть число…», а Ферма мыслил формулами. Однако правополушарный Ньютон открыл закон всемирного тяготения и понял, что свет, это одновременно и поток частиц, и волна. А Эйнштейн решил проблему, которая не давала покоя всем физикам мира, создал теорию относительности. На такое способна только правополушарная стратегия мышления. А ведь в детстве Эйнштейн страдал дислексией, обнаруживал слабые способности по математике и физике, был изгнан из школы. Он и в современной школе считался бы неспособным, так как не был склонен к логическому мышлению и двумерному изучению математики. Сербский математик Милева Марич, любимая женщина великого физика, с блеском математически доказала его теорию относительности и в рукописи знаменитой статьи, прославившей Эйнштейна в 1921 году, стояла подпись и этой женщины.

В обычной массовой школе легче учится детям равнополушарным.

Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной).

В задачу учителя входит организовать работу так, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, осознанный мотив для выполнения следующего задания.

Выбирая методы проверки знаний, также необходимоучитывать межполушарную асимметрию головного мозга. Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение задач позволит им проявить свои способности к анализу, а на вопросы закрытого типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.

Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с открытыми вопросами с фиксированным сроком выполнения. «Открытые» вопросы дадут им возможность проявить свои творческие способности, продемонстрировать развёрнутый ответ.

Наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся.

Интересны результаты эксперимента. После изучения правил левополушарные дети делают ошибок в 5 раз меньше. Тогда как правополушарные – иногда в 4 раза больше. Дело в том, что дети правополушарного типа обладают так называемой «врождённой» грамотностью, которая позволяет им писать без ошибок, опираясь не на знание правил, а на зрительные и моторные образы слов, так как им свойственно целостное, нерасчленённое восприятие.

Любой педагогический процесс двусторонний. Его успех зависит как от учителя, так и от ученика, от их типа функциональной организации мозга. Существует так называемый законнейропсихологического соответствия учителя и ученика. Левополушарный учитель в 82% случаев лучше оценивает детей своего типа, правополушарный и равнополушарный в 73% случаев дают положительную оценку детям своего типа. Для учителя главным является его способность научить ребёнка по данной методике: «люблю того, кого умею научить». Если же у учителя возникают проблемы с обучением, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающего.

Далее, если вас заинтересовала тема моего выступления, я хотела бы рассказать о коррекции проблем обучения методами кинезиологии.

Мишель Монтень как-то сказал: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Единство мозга определяется сочетанием двух свойств: межполушарной специализацией и взаимодействием между полушариями. Все вы наверняка помните слова В. А. Сухомлинского о том, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Регулярные занятия по кинезиологической программе позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные связи, через которые полушария обмениваются информацией и синхронизируют их работу. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Авторы практической кинезиологии считают, что трудности в обучении детей, особенно младшего школьного возраста, часто связаны со слабой интегративной функцией мозга, которая может быть устранена путём овладения специфическими двигательными упражнениями. При этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями. Основным требованием к квалификационному использованию специальных кинезиологических упражнений является точное выполнение движений и приёмов. Педагог сначала должен сам освоить под руководством инструктора все упражнения до степени осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системах организма. После этого обучить каждого ученика, получив обратную информацию о специфике воздействия. Применение специальных кинезиологических упражнений возможно как на предметных уроках, так и на специальных уроках кинезиологии. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние.

Если кинезиологические упражнения используются на предметных уроках, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться специальным кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, специальный кинезиологический комплекс рекомендуется применять перед подобной работой. В ходе систематических занятий по кинезиологии у ребёнка исчезают явления дислексии, улучшаются память и концентрация внимания.

Я могу привести примеры кинезиологических упражнений:

Упражнение для развития мозолистого тела (комиссур, межполушарных связей) – «Колечко».  Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо плавно и поочерёдно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение для развития мозолистого тела (комиссур, межполушарных связей) – «Кулак. Ребро. Ладонь».  Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; расправленная ладонь на плоскости стола. Дети выполняют пробу вместе с психологом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При усвоении упражнения или при затруднениях в выполнении психолог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Раздел: Образовательные проекты
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать проект
Автор:
Практический психолог, МОУ "Школа №76 им. А.Н. Ковачевича г.Донецка"
Размер файлов: 760.00 kB
Дата публикации: 05.01.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Головатенко В. М. Обучение детей с учетом психофизиологии // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/other/proekty/file/36803-obuchenie-detej-s-uchetom-psikhofiziologii (дата обращения: 07.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации— как получить такой сертификат