Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Психологические особенности временной перспективы подростков с аддиктивным поведением

Разработан тест Для интерактивной доски

Психологические особенности временной перспективы подростков с аддиктивным поведением

Подростковый возраст – это период жизни человека от детства до юности, охватывает возраст с 11–12 до 14–15 лет, совпадая в целом с обучением детей в 5 – 9 классах. «Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность». [11] В подростковом возрасте происходит усиление внутренних конфликтов или одного конфликта, состоящего из семи частей. В этот период у подростка формируется чувство идентичности.
Рассмотрим семь частей внутренних конфликтов подростка:
1. Формирование временной перспективы. В подростковом возрасте формируется чувство времени и непрерывности жизни. Это новообразование позволяет взрослому человеку соотносить понятия настоящего, прошлого и будущего и получать некоторое представление о количестве времени, необходимом для осуществления своих жизненных планов. Отрицательным исходом данного процесса может быть расплывчатое, неопределенное чувство времени.
2. Уверенность в себе. Формируется в значимой для подростка системе отношений. Это отношение к своему физическому-Я и система межличностных отношений со значимыми взрослыми и сверстниками в социуме. Важно, чтобы в системе значимых для подростка отношений было все благополучно.
3. Ролевое экспериментирование. Подростки «примеряют» на разные социальные роли. Они пробуют сразу множество разнообразных Я идентичностей, экспериментируя с идеями, целями типами взаимоотношений. Если в силу внутренних или внешних запретов у подростка нет возможности для подобных экспериментов, то возможен уход в девиантные формы поведения.
4. Ученичество. Подросток пробует разные профессиональные роли. Если подросток имеет возможность опробовать себя в различных занятиях, то высока вероятность сформированной положительной профессиональной идентичности.
5. Сексуальная ориентация. В подростковом завершается идентификация с тем или другим полом, которая в дальнейшем определит гетеросексуальную или бисексуальную ориентацию.
6. Отношения подчинения-доминирования. Вступая в различные социальные группы, подросток учится быть, как лидером, так и подчиняться групповым нормами. Соотнося системы подчинения, выстраивает, собственную систему приоритетов. Если данный тип конфликта не разрешается положительно, это приводит к неопределенности авторитета, высокому риску возникновения девиантных тенденций в поведении.
7. Система принципов или идеологическая убежденность. Это можно понимать, как выбор личной идеологии, как системы ценностей, которой человек будет следовать всю жизнь. Если человек успешно не разрешает этот конфликт, то он прибывает в состоянии размытости, неопределенности системы ценностей.
Анализируя рассмотренные выше части внутренних конфликтов подростков, можно сказать, что подростковый возраст – это остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором ярко пересекаются противоречивые тенденции. Для подросткового возраста характерны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, уход от устоявшейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к родителям, учителям. Обратной стороной являются множество образований: ребенок становится самостоятельным, его отношения с другими становятся содержательными и разнообразными, расширяется сфера деятельности, проявляются интересы к какой-либо профессии. Не менее важным также является переход ребенка в более качественную социальную позицию, формирующую его осознанное отношение к себе как члену социума. Также происходит постепенный отход от прямого подражания оценкам взрослых к опоре на внутреннюю, личную позицию. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Самооценка является важным фактором формирования поведения подростка. Она формируется в процессе общения с окружающими людьми, большее влияние имеют сверстники, окружение подростка. Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть множество стихийных поступков. Таким образом, можно предположить, что при неблагоприятном разрешении вышеперечисленных конфликтов у подростка могут сформироваться негативные ценности, которые повлекут за собой тенденцию к аддиктивному поведению.
Для подростков с аддиктивным поведением характерно отрицание от общепринятых норм социума, отгорожение от положительных социальных ценностей. Выделяются следующие параметры развития личности подростков с отклоняющимся поведением: отношение к будущему является крайне неопределенным, вплоть до отсутствия конкретной ориентации; будущее выступает как прямое отражение примитивных желаний настоящего; реакция на общепринятые ценности вызывает протест; отсутствует интерес к учебе и образованию. Подростки с аддиктивным поведением чаще всего игнорируются сверстниками, выпадают из круга просоциального подросткового общения. Большинство этих подростков живут в семьях с неблагоприятным психологическим климатом.
Выделим составляющие личности подростка с аддиктивным поведением: имеет место искажение действительности, выражающееся в стремлении преподнести себя в более выгодном свете. Они отмечают в себе больше хорошего, отрицая «плохое» поведение. Также они считают себя добрыми, порядочными и честными людьми. Данную их особенность определяет сниженная критичность мышления. [40] Аддиктивным подросткам свойственна ригидность поведения и мышления, которое в меньшей степени контролируется интеллектом. Из этого следует, что они более подвержены влиянию эмоций, склонны к застреванию на собственных переживаниях.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью
Автор:
Соавтор: Оксана викторовна Золотухина
МБОУ Первомайская СОШ
Размер файлов: 2.18 MB
Дата публикации: 26.03.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Золотухина О. В. Психологические особенности временной перспективы подростков с аддиктивным поведением // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/other/articles/file/47300-psikhologicheskie-osobennosti-vremennoj-perspektivy-podrostkov-s-addiktivnym-povedeniem (дата обращения: 17.09.2024)
  Скачать сертификат о публикации— как получить такой сертификат
  Скачать сертификат соавтора