презентация Основа слова и окончание
Цель:
-Расширить понятие об основе слова; научить находить и выделять основу в слове;
-Научить определять грамматические значения окончаний в различных частях речи: существительном, прилагательном, глаголе; познакомить с понятием «нулевое окончание»;
Ход урока
I. Организационный момент
Ребята, а знали ли вы, что детёныши панды являются одними из самых любознательных животных в мире?
Так вот…Панда к нам хочет обратиться за помощью.
«Привет, ребята! Мне нужна ваша помощь. Я не могу одна собрать пазлы. Мой друг Кротик на меня обиделся, потому что я отказалась от его помощи»
II. Актуализация знаний
«Ребята, давайте вместе соберём пазл. На каждом фрагменте написано задание, если его правильно выполнить, деталька найдет своё место».
Вы начали изучать большой раздел языкознания. Давайте вспомним, как этот раздел называется? (морфемика)
Что она изучает? (состав (строение) слова)
А из чего состоит слово? (из морфем)
А что такое «морфема»? (наименьшая значимая часть слова)
Почему «значимые»? Как вы думаете? (имеют значение в отличие от буквы и слога)
Вспомните, какие вы знаете морфемы? (приставка, корень, суффикс, окончание)
III. Определение темы и целей урока
«Первое задание совсем простое. Отгадайте загадку, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока!».
Мной заканчивается слово.
Могу я слово изменить,
Что при этом изменяется?
Как же это называется?
Что не изменилось в слове,
То относится к основе.
Что мы будем сегодня с вами изучать? (окончание и основу слова)
Как будет звучать тема нашего урока? (Окончание и основа слова)
Верно!
Запишем тему урока. Что общего в определении окончания и основы? (значимая часть слова)
Какие цели мы перед собой поставим? Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
1.Что такое окончание? Основа?
2.Для чего они нужны в русском языке?
IV. Изучение нового материала
Давайте приступим к следующему заданию. Вам необходимо посмотреть на слова и восстановить схему.
А как вы определили склонение?
Какие значения имеет слово? (Лексическое и грамматическое).
С заданием мы справились. Давайте посмотрим, что нам подготовили далее.
Как вы думаете, можно ли что – то сказать о лексическом значении слова по его окончанию? (нет)
Основе? (да, это сооружение, имеющее стены, окна, крышу и помещения внутри, в котором живут или работают люди). Например, дома
То есть что содержит основа слова? (Лексическое значение этого слова)
Сделаем вывод, что же такое основа? (Основа — часть слова без окончания, которая выражает его лексическое значение).
Если в основе содержится лексическое значение, то какое же значение в окончании? (грамматическое)
Что вы можете сказать о грамматическом значении слова, у которого окончание –яя?
( это слово – прилагательное, употреблено в форме И.п., ед.ч., ж.р.)
Приведите пример. (Например, домашняя, весенняя)
Что вы можете сказать о грамматическом значении слова, у которого окончание – ешь? (это слово – глагол, употреблен в форме настоящего или будущего простого времени, 2 лица, ед.ч.,1 спряжения).
Приведите пример. (делаешь, пишешь, пляшешь)
Прочитайте весёлое стихотворение Тамары Крюковой:
Полтергейст
Дали на дом нам заданье:
Нулевое окончанье.
Разберите слово хвост.
Мне вопрос казался прост.
Окончанья у хвоста
Нет. А как же буква а?
Появилась ниоткуда?
Если так, то это чудо.
Окончанье-невидимка.
И решил я без заминки
Невидимку изловить.
Стал по комнате бродить.
Я – на стул, а из-за стула
Снова а мне подмигнула.
Я – за стол, а за столом
Надо мной смеется ом.
Взял ковер, а по ковру
У несется – я не вру.
Пол, торшер и шкафчик в ванне.
Все имеют окончанье.
Ужас, сколько невидимок!
Стал натягивать ботинок,
Как нежданно из ботинка
Появился невидимка.
И залез в ботинок снова.
Я проверил: стоит слово
Изменить по падежам –
Невидимка выйдет сам.
Знаю нынче без запинки:
Окончанья-невидимки
Будто нет, а все же есть.
Вот такой вот полтергейст.
(Полтергейст — непонятное явление)
О чём это стихотворение? (Окончание может быть, а может и не быть. То есть окончание имеет определенный признак, оно способно изменяться)
Чтобы окончание зазвучало, что нужно сделать? (изменить падеж, т.е.форму слова)
Вспомните, как называется окончание-невидимка? (нулевым)
Тогда какая же основа будет в таких словах? (всё слово)
Что вы можете сказать о грамматическом значении слова, у которого нулевое окончание?
(может быть существительным мужского рода,2 склонения, единственного числа, И. или В. п.)
Приведите пример. (стол, руль, бег)
Так какова функция окончания? (Как мы видим, по окончанию мы многое можем сказать о грамматическом значении слова, оно позволяет изменить и образовать форму слова)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (видео)
Посмотрим за окно. Что мы видим? (снег).
Панда – южное животное. Она никогда не видела снега. Давайте выполним задание и составим предложения.
Работа с деформированными предложениями.
1 в. В, январь, ударять, сильный, морозы.
2 в. Пушистый, снежинки, плавно, падать, на, земля.
– Можно ли сказать, что это предложения? (нет)
– Что нужно сделать, чтобы составить из этих слов предложения? (изменить окончание слов)
-Измените. Что у вас получилось? (В январе ударили сильные морозы. Пушистые снежинки плавно падают на землю.)
–Таким образом, окончания нужны не только для образования формы слова, но для чего ещё? (для связи слов в предложении)
- определим грамматические признаки, на которые нам указывает окончание слов «сильные», «землю», выделим основы.
Подпишите части речи в предложениях (сущ., прил., глагол)
А как вы думаете, у всех ли значимых слов бывают окончания? (у наречий не бывает)
Найдите, в предложении какого варианта встретилось наречие? (2в, плавно)
Можем ли выделить окончание? (нет) Выделите основу.
А еще у каких значимых частей речи? Давайте прочитаем стихотворение.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафю зашел,
Занял там свободный стол.
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян,
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино,
Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать,
Будут польта выдавать.
Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)
Запишите в тетради их правильно.
Почему у них нет окончания? (Это неизменяемые слова. Следовательно, у них нет ни окончаний, а основа – всё слово)
Из 4 четверостишия выпишите неизменяемые слова. Проговорите основы.
V. Закрепление полученных знаний
Итак, давайте сделаем вывод. Что мы сегодня узнали об окончании и основе слова?
Что такое окончание? Что такое основа?
Делаем вывод: окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Основа — часть слова без окончания, которая выражает лексическое значение.
VI.Контроль и самопроверка знаний
Ответьте кратко: да или нет?
1.Основа слова – часть речи; -
2.Окончание – изменяемая часть слова; +
3.Окончание входит в основу слова; -
4. С помощью окончания образуются новые слова. -
5. Окончание служит для связи слов в словосочетании; +
Выпишите самостоятельно из стихотворения «Полтергейст» несколько слов, соответствующих схемам:
1) (дом, хвост, вопрос, решил, стул, ботинок и т.д.)
________
2) ______ (подмигнула, невидимка, хвоста, ботинка)
3) _____ (падежам)
Обменяйтесь тетрадями. Давайте проверим, что у вас получилось.
VII.Домашнее задание
Выучить определение окончания и основы. Упр.382, 388
Как же здорово! Я понял, что именно благодаря вам я узнал много нового. Теперь я знаю, что вместе можно преодолеть любые трудности!
Каждому из вас я передала тёплые пожелания. Я желаю вам удачи! Ваша Панда
- Правописание гласных и согласных в приставках
- Русские народные сказки, пословицы
- Применение технологии структурирования учебного материала на уроках русского языка
- Формирование речевых коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы
- Что я ценю в жизни. Непроизносимые согласные в корне слова
- Педагогическое сопровождение процесса формирования и реализации индивидуальной траектории развития учащихся
- Окончание
- Морфологический разбор глагола
- Дополнение
- Ы-И после Ц
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Парфирова И. А. Основа слова и окончание // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/prezentatsii-po-russkomu-yazyku/5-klass/file/25457-osnova-slova-i-okonchanie (дата обращения: 22.12.2024)