презентация Психологические особенности организации собственной профессиональной деятельности
Одной из общих компетенций юриста является способность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество [4]. На сегодняшний день заинтересованность человека в своей профессии зависит не только от личного желания человека, но и от значения выбранной деятельности по сравнению с другими профессиями. Выбор профессии юриста (следователя, сотрудника уголовного розыска, судьи, адвоката и др.) достаточно высок среди молодежи и интерес к ней продолжает расти. Это объясняется ее всесторонней значимостью, возможностью самореализоваться в творческом подходе к работе и востребованностью в обществе.
С психологической точки зрения, профессия юриста включает в себя 2 аспекта: наличие специфических (коммуникативных) компетенций и интерес к профессиональной деятельности. Помимо этого, профессиональная принадлежность юриста психологически обеспечивается мотивацией личности к выполнению юридической деятельности, профессиональным отбором, наличием общих и общекультурных компетенций и исследовательским компонентом.
Последнее означает организаторскую деятельность юриста, которая включает в себя исследование собственной работы, поступков других лиц. Она направлена на профилактику и предотвращение преступлений и правонарушений в различных сферах, на совместную деятельность следователей и оперативных работников, а также эффективную работу экспертов – криминалистов. Для успешного осуществления организаторской деятельности юрист должен обладать определенными навыками организатора, исследователя, а также некоторыми другими лидерскими качествами и специальными навыками [8], которые определяются индивидуальными особенностями его личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии. И при этом, деятельность каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную.
Очевидные признаки психологических особенностей организации собственной профессиональной деятельности говорят об актуальности проблемы и необходимости решения теоретической и экспериментальной задач: определение теоретических особенностей профессиональной самоорганизации юриста и проведение диагностического эксперимента с целью определения уровня профессиональной самоорганизации будущих юристов.
Исследовательские навыки, полученные на 1 курсе [3], позволили сформулировать научное предположение, в соответствии с которым общекультурные компетенции юриста могут быть сформированы, если будут уточнены психологические критерии профессиональной самоорганизации юриста, на диагностической основе.
Психологией определено, что самоорганизация - процесс взаимодействия объектов, в результате которого возникает, воспроизводится или совершенствуется порядок или структура в системе [2 с. 130-132]. Самоорганизация также формулируется как совокупность природных и социально - приобретенных свойств, воплощенных в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в организации деятельности и поведения[7]. Профессиональная деятельность, в этой связи, определяется как система знаний, основанная на опыте её применения. Прежде всего, если речь идет о профессионализме, в основе должна быть осведомленность, некоторые навыки и умения, без совокупности которых невозможно стать профессионалом [1].
Самоорганизация профессиональной деятельности начинается с правильной постановки главных задач - личных и профессиональных, которых хотелось бы достичь юристу. Отсутствие цели значительно снижает шансы на успех. Правильное мотивирование и осуществление поставленных задач означает, что цель профессионала является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком исполнения.
Потребность в самоутверждении неразрывно связана с фундаментальными потребностями человека в самовыражении и самораскрытии, в достижении максимальной полноты жизни, доступной в конкретных условиях существования.
Понятия самовыражение и самораскрытие тесно связано с понятием «моральная сила личности», которая проявляется в способности мобилизовать в нужный момент все резервы своего организма. Люди, обладающие большей моральной силой по сравнению с другими членами общества, достигают в своей деятельности результатов, во много раз превосходящих средний уровень [5 с. 203-208].
К личности юристов разной профессиональной направленности предъявляются высокие требования. Это обусловлено, прежде всего, спецификой юридического труда, ведь юрист представляет закон государства, которым обязан руководствоваться в своей профессиональной деятельности. Профессионально важными качествами юриста являются высокий интеллект, эрудированность, умение работать с разными категориями людей, самостоятельность, активность, уверенность в себе, стремление к самосовершенствованию [6 с. 99-101].
Для проведения диагностического эксперимента нами были выделены основные критерии определения уровня профессиональной самоорганизации. Ими стали: целеустремленность, желание правильно распределить свой день, ответственность за свои ошибки и действия, пунктуальность, продуктивность.
На основании этих критериев нами был разработан тест, результаты которого показали, что около 42% действительно организованные люди, умеющие правильно распланировать свой день и свое время. 27% стремятся к самоорганизации, но пока они не достигли совершенства. В действиях около 30 % студентов нашей группы отсутствует организация, что может повлечь за собой негативные последствия в будущей профессиональной деятельности.
Сравнивая показатели успеваемости студентов первой уровневой группы с показателями учебы студентов третьей уровневой группы (30%), обнаружилась объективная закономерность: самоорганизованные студенты имеют показатели учебы 4-5, тогда, как представители третьей уровневой группы – относятся к неуспевающим студентам.
- Структура HR-департамента, его компетенции и функционал
- Правовое государство и гражданское общество
- "Конфликты в молодежной среде"
- Эмоции и чувства
- «Человек в обществе «
- Государственные пенсии и пособия в Сахалинской области
- Семейное право в РФ
- Федерализм как теория европейской интеграции
- ВЛИЯНИЕ СУБКУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ
- Стихийные группы
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Аллахвердиева Э. А. Психологические особенности организации собственной профессиональной деятельности // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/prezentatsii-po-obshchestvoznaniyu/11-klass/file/20621-psikhologicheskie-osobennosti-organizatsii-sobstvennoj-professionalnoj-deyatelnosti (дата обращения: 21.11.2024)