презентация Представление древних славян об устройстве мира. Структура славянской мифологии
Тема: «Представление древних славян об устройстве мира. Структура славянской мифологии»
Цель:
Дать учащимся представление об устройстве древнего мира славян и о структуре славянской мифологии.
Учебно-воспитательные задачи
• Познакомить детей с представлением древних славян об устройстве мира, с верованиями древних славян, славянским пантеоном богов.
• Углубить знания о славянской культуре, её духовном прошлом; отметить связь прошлой и настоящих культур.
• Пробудить интерес к истории словесности.
• Формировать аналитические навыки при сравнении образов древнегреческой и славянской мифологии.
Тип урока: изучающий
ХОД УРОКА
I. Орг. момент. Подготовка учащихся к работе на уроке, психологический настрой. Разминка «Я счастлив, потому что...»
II. Деление учащихся на малые группы при помощи цветных стикеров.
III. Вызов.1. Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога Самого
Самостоянье человека,
Залог величия его!
А.С.Пушкин
Слово учителя: исходя из эпиграфа к уроку, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Учитель: в последнее время всё чаще мы обращаемся к прошлому, наверное, затем, чтобы найти ответы на волнующие нас вопросы современности. Отыскать славянских богов, узнать их мифологию помогают сказки, предания, легенды, некоторые сохранившиеся факты, найденные в исторических писаниях.
Славянская мифология не имела такой счастливой судьбы, как греческая, которая уже в 7 веке до н.э. стала объектом литературной обработки.
• В чем причина этого?
*Более позднее появление письменности.
*После принятия Христианства на Руси в конце 10 века н.э. любое проявление язычества - многобожие и идолопоклонство - преследовалось; все, что было связано с язычеством, уничтожалось.
• Что же сохранилось в истории о славянской мифологии?
IV. Основной этап урока.
Представление древних славян об устройстве мира.
Учитель: Древние славяне жили простой, непосредственной жизнью, какая устанавливается самой природой. Человек любил природу и боялся ее. В ней он находил живое существо, всегда готовое отозваться и на скорбь, и на веселье, и на нужды человека. Сам того не сознавая, человек был поэтом, жадно вглядывающимся в картины природы. Свое восприятие он наполнял поэтическим смыслом, невольно перенося на божественные стихии формы своего тела или объектов природы.
1. Выразительное чтение славянского мифа о сотворении мира по группам.Славянский миф о сотворении мира повествует, что все началось с бога Рода. Прежде, чем родился белый свет, мир был окутан кромешной тьмой. Во тьме находился лишь Род – Прародитель всего сущего. Род в начале был заключен в яйце, но Род родил Любовь – Ладу, и силою Любви разрушил темницу. Так началось сотворение мира. Мир наполнился Любовью. В начале сотворения мира Он родил царство небесное, а под ним сотворил поднебесное. Радугой разрезал пуповину, а каменной твердью отделил Океан от небесных вод. В небесах Он воздвигнул три свода. Разделил Свет и Тьму. Затем бог Род родил Землю, и погрузилась Земля в темную бездну, в Океан. Из лица Его тогда вышло Солнце, Луна – из Его груди, звезды небесные – из Его очей. Зори ясные появились из бровей Рода, темные ночи – из Его дум, буйные ветры – из Его дыхания, дождь, снег и град – от Его слезы. Голос Рода стал громом с молнией. Родом были рождены для Любви небеса и вся поднебесная. Род – Отец богов, Он – рожден собой и родится вновь, Он – что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.
Род родил небесного Сварога и вдохнул в него свой могучий дух, и дал ему способность смотреть во все стороны одновременно, чтоб ничто от него не укрылось. Сварог проложил путь Солнцу по небесному своду, чтобы кони-дни мчались по небу, после утра – разгорался день, а на смену дню – приходила ночь. Сварог обращает внимание на отсутствие Земли, сокрытой в океане, и обращается с повелением достать Землю к серой утке, порожденной океанской пеной. Сначала утка не появлялась год, не смогла Землю достать, потом снова Сварог послал ее за Землей, не появлялась она два года и снова не принесла. На третий раз Род ударил в уточку молнией и дал ей невиданную силу, ее не было три года, и принесла она в клюве горсть земли. Помял Сварог Землю – ветры сдули Землю с ладони его, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце, Земля запеклась сверху корочкой, остудила ее Луна. Утвердил Он в ней три свода – три подземных царства. А чтобы Земля не ушла опять в Океан, Род родил под ней мощного змея Юшу. Так Сварог создал Землю, а сотворение мира продолжалось.
Вопросы к тексту.
• Какой из древних мифов, изученных нами ранее, напоминает нам славянский миф о сотворении мира?
• Как вы понимаете строчки из текста: «Род в начале был заключен в яйце, но Род родил Любовь – Ладу, и силою Любви разрушил темницу»?
• В чем сходство и в чем различие славянского мифа о сотворении мира с древнегреческим?
№ 3.Пантеон славянских богов.
Слово учителя. Внутри славянской мифологии можно выделить несколько уровней в зависимости от предназначения (функции) богов.
Высший уровень (боги, олицетворяющие природные стихии)
Более низкий уровень составляли боги, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, создающие замкнутые небольшие коллективы.
Низший уровень славянской мифологии – самый «населенный».
Вполне вероятно, что верховным божеством был Род – творец вселенной, всего видимого и невидимого мира; безличное божество, “отец и мать всех богов”.
Род – прародитель всего живого и сущего. Род породил всё, что мы видим вокруг. Он отделил мир видимый и явный – Явь – от мира невидимого, духовного.
Презентация классификации славянских богов, представляемая группой инициативных учащихся.
1. Высший уровень. Сварог – верховный владыка, родоначальник всех светлых Богов, управляющий течением Жизни и всем мироустройством Вселенной в Явном Мире. Сварог считается богом огня, он дал людям клещи и научил их ковать железо. Великий Бог Сварог является Отцом для множества древних Светлых Богов и Богинь. Бог Сварог, как любящий Отец, заботится не только о своих небесных детях и внуках, но и о людях из всех Родов Великой Расы, которые являются потомками Древних Сварожичей.
Перун – огонь-молния, древним русичам виделся могучим воином, грохочущим освободителем земли от всякой темной нечисти.
Его культ как верховного божества на Руси возник поздно, буквально перед самым принятием христианства.
Перун – грозное божество. Он обитает на небе. Рассердившись, бог мечет на землю камни или каменные стрелы. Перуну из дней недели посвящали четверг, из животных – коня, из деревьев – дуб.
Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Очень выразительный портрет Громовержца дал Константин Бальмонт:
У Перуна мысли быстры,
Что захочет — так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.
Люди верили, что он повелевает ветрами и бурями, сопровождающими грозу и несущихся со всех четырёх сторон света. Он – владыка дождевых туч и земных водных источников, в том числе и родников, которые пробиваются сквозь землю после удара молнии.
Облик и оружие у Перуна отождествлялись с природными явлениями: молния – его меч и стрелы, радуга – лук, туча – одежда, или борода, или кудри на голове, ветры и бури – дыхание, дождь – оплодотворяющее семя, рокот грома – голос. Люди верили, что сверкающие взоры Перуна посылают смерть и пожары. Согласно некоторым легендам, молнии Перуна были разные: лилово-синие, “мёртвые” - разили насмерть, золотые, “живые” - пробуждали земное плодородие.
Боги солнечной стихии связаны с четырьмя астрономическими датами, обуславливающими смену солнечных циклов. С началом каждого из них славяне провожали одного Солнечного Бога и встречали другого.
Ярила (Яровит) является в день весеннего равноденствия (24-25марта). В этот день славяне встречают и славят молодого Ярилу – бога весны, земледелия и продолжения рода. (Слайд № 7)
Купала. В день летнего солнцестояния (23-24июня - славянский праздник Купалы) провожают бога Ярилу и встречают бога Купалу. Он является в огне, поэтому на праздник делается большой костер, через который прыгают, чтобы исцелиться и очиститься. Влюбленные, желающие получить благословление от самого Купалы, прыгают через костер, взявшись за руки, если при этом их руки разомкнутся, их союз нежизнеспособен. (Слайд № 8)
Даждь - бога славяне встречали на утро после Купальского праздника, призывая главного Бога плодородия, Бога, дающего все земные блага (Солнце, тепло, свет, движение). Дажьбог с солнечным знаком; лицо его смотрит, как и положено солнечному божеству на юг.
Дневная освещённость мирового пространства приписывалась русскими людьми XII века не только солнцу, но и некоему особому безвещественному свету, который в более поздние времена именовался “белым светом”. Божеством солнца, солнечного дня (может быть, и белого света”) был Дажьбог, имя которого постепенно превратилось в “подателя благ”. (Слайд № 9)
Стрибог – могучий дух ветра, повелитель воздушной стихии. ( Слайд № 10)
2. Более низкий уровень. Велес – бог охоты, скотоводства, постепенно его образ становится божеством, дающим всякие блага, Богом богатства. Велес — один из величайших богов древнего мира, сын Рода, брат Сварога. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. Велес мог принимать любые обличья. Чаще всего его изображали мудрым стариком, защитником растений и животных. Тотемные звери Велеса медведь, волк, священная корова. Народы, живущие природно-родовым строем, зверей считали равными людям. Например, на Руси очень любят медведей и считают их братьями. А медведь это и есть Велес.
Русичи многому учились у зверей, подражали им голосом, движениями, приемами нападения и обороны.
Велес – неисчерпаемый источник знаний, каждый зверь в его лесу уникален.
Хозяин Нави, властитель непознанного. Господин Путей, покровитель путешественников.
Макошь – один из малочисленных женских образов, представленных в пантеоне славянских богов. Это Богиня изобилия, судьбы, урожая. Макошь (Мокошь) – “мать урожая”. Покровительница женского начала, плодородия, брака, родов, домашнего очага, прядения.
Богиня всей Судьбы. Богиня магии и волшебства, жена Велеса и Хозяйка перекрестков мироздания между мирами.
Защитница и покровительница хозяек.
В нижней ипостаси является знаменитой Ягой, в этом случае можно говорить, что она мать ветров, что жизнь и смерть ей подвластны в равной мере.
Лада – богиня любви, красоты, очарования. Лада — божество в славянской мифологии; богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви. Факт существования Лады в верованиях славян оспаривается рядом учёных. Верным спутником Лады считается Ослад т.к. брак и любовь всегда находятся рядом с пирами и наслаждениями.
Мара (Морена, Мора) – богиня, болезни, смерти, богиня подземного царства смерти.
На плаще твоем летящем
Смерти горестный узор,
К звездам ярким и слепящим
Твой бессмертный поднят взор.
Замирает все под взглядом
Леденящих слезных струй,
Отравляет сладким ядом
Твой последний поцелуй.
(Из стихотворения М.Волковой «Морена»)
Вий (Ний) – еще один представитель подземного царства мертвых, служитель Чернобога – властелина подземного царства, судья над мертвыми.
Он низший не только потому, что к нему относятся представители нечисти, но еще и потому, что божества, представленные в нем, обитают в непосредственной близости к человеку, они занимают пространство от дома до леса, поля, болота, водоемов. Вероятно, поэтому, даже после принятия христианства представители низшей славянской мифологии не ушли из жизни человека.
3. Образы низшей славянской мифологии.
Домовой – хозяин жилища. Редко обладает злым нравом, потому как дух домашний и тысячами лет живущий рядом с человеком. Домовые любят хорошее теплое жилье и добрых хозяев. Ворчливого домового задабривают хлебом, водой и солью.
Леший – хозяин леса, угрюмый бородатый старик, любящий больше всего зло шутить над людьми, забредшими в его владения – чащи, буреломы. Селится он в основном в хвойных лесах. Больше всего Леший не любит неосмотрительных людей и тех, кто оскверняет лесную тишину бранными словами.
Водяной – хозяин глубоких темных озер и омутов. Тихими лунными ночами водяной забавляется тем, что хлопает по воде в ладоши. С собой на дно он утаскивает тех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после заката.
Упырь – мертвец, нападающий на людей и животных. Им становится после смерти человек, испорченный нечистой силой или рожденный от нее.
Русалки. Слово произошло от названия славянского праздника Русалии – Русальной недели.
У западных и южных славян русалки – веселые и певучие существа, помогающие людям и оберегающие их от всякой опасности. А.Н. Афанасьев так рассказывает о происхождении русалок: «Олицетворяя явления в живых человеческих образах, предки наши пришли к мнению, что облака – облачные груди водяных жен, обитающих в воздушном океане, которые поят и питаю землю дождем». Впоследствии облачные жены и девы покинули воздушные области и овладели земными водами.
Восточные славяне верили совсем в других русалок – женских духов, заманивающих неосторожных спутников. Такие русалки – души родившихся мертвыми девочек, девушек, утопившихся от несчастной любви.
Все русалки обладают вечной молодостью и красотой.
Берегини живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду. Берегини - бродницы часто указывали путникам, где расположен брод. Однако ныне нужно опасаться и этих добрых духов, ибо многие из них стали злыми лобастами, когда люди забыли о Русалиях и перестали следить за чистотой вод.
V. Закрепление полученных знаний. Работа учащихся по группам на постерах.
1. Отобразить на постере классификацию славянских богов.
2. Защита учащимися постеров у доски.
3. Взаимооценка.
4. Составить пары славянских и античных богов. В качестве подсказки учащимся предлагаются имена славянских и античных богов на раздаточных материалах.
Перун – Зевс; Чернобог – Аид; Гера - Макошь,
Ярило – Аполлон; Лада - Афродита.
5. Самопроверка. Самооценка. (0 ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»; 3 и более – «2».)
VI. Подведение итогов урока. Вывод.
• Почему нужно быть внимательным к нашему прошлому, почему необходимо обращаться и изучать наследие предков?
• Каким образом тему урока можно связать с нашей современной жизнью?
VII. Рефлексия. «Две звезды, одно пожелание».
VIII. Оценивание.
IV. Домашнее задание. Стр. 98-100 выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкин «Домовому», М.Ю.Лермонтов «Морская царевна».
- М.Акмулла ижады
- Боги Древней Греции
- Викторина "Своя игра"
- Устное народное творчество. Традиции и быт русского народа
- Н. В. Гоголь. История создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки"
- М.Ю.Лермонтов. Личность поэта.Стихотворение Парус
- Философская проблематикаповести-сказки«Ма́ленький принц»
- Под зелёным абажуром
- В. Г. Распутин. Уроки французского
- «Кладовая солнца» - кладовая жизни»
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Сейтова Д. В. Представление древних славян об устройстве мира. Структура славянской мифологии // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/prezentatsii-po-literature/6-klass/file/17409-predstavlenie-drevnikh-slavyan-ob-ustrojstve-mira-struktura-slavyanskoj-mifologii (дата обращения: 21.11.2024)