презентация Обобщение педагогического опыта "Экологическое образование и воспитание учащихся в школе"
Роль экологического образования и воспитания в школе.
В основе любой цивилизации лежит образование – передача следующим поколениям приобретенного опыта и знаний, культурных и нравственных ценностей. В нынешних условиях жестокого экологического кризиса, только преодоление которого может обеспечить сохранение человечества на планете, основой нравственного воспитания и образования человека становится, прежде всего, разработка принципов взаимоотношений человека и природы. В этой связи экологическое образование и воспитание школьников приобретают важное значение.
Общеобразовательная школа призвана развивать у школьников ответственное отношение к природе и экологическое воспитание. Эта важная задача может успешно решаться не усилиями отдельных педагогов-энтузиастов, а только общей системой школьного образования.
Подводя итоги своей работы, можно сделать следующие выводы: 1. Экология наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.
2. Общество находится перед лицом всемирных экологических проблем и их решение зависит: а) от обновления научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы; б) от переориентации духовной жизни (привитие нового отношения к природе, основанного на взаимосвязи природы и человека, привитие норм и правил экологического поведения) .
3. Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения.
4. Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
5. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Соколова Светлана Вячеславовна работает в МОУСОШ №8, общий педагогический стаж 13 лет, в школе пропадает биологию и экологию.
Тема опыта: Экологическое образование и воспитание школьников.
В МОУСОШ № 8 им. А.Я. Тимова предмет экологии включен в учебный процесс пять лет. Основы экологии и природопользования дети начинают изучать с младшего школьного возраста. Приобретенные знания на уроках дети применяют на практике, в дальнейшем знания преобразуются в прочные убеждения. Теоретическая основа экологического воспитания нашей школы опирается на решение задач в их единстве: обучение и воспитание, развитие. Мы считаем, что экологическое воспитание - самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране. На наш взгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Мы считаем, что экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения, биологии, экологии.
Эти экологические знания на протяжении ряда уроков переводили в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).
Выявив в сущности экологического воспитания две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение; я пришла к выводу о необходимости рассмотреть в этой работе только формирование экологического сознания, так как для этого на уроке биологии и экологии могут быть созданы все условия. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности.
Таким образом, определяя сущность экологического воспитания я выделила, во-первых: особенности этого процесса: 1) ступенчатый характер: а) формирование экологических представлений ; б) развитие экологического сознания и чувств; в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; г) выработка навыков и привычек поведения в природе; д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе; 2) длительность; 3) сложность; 4) скачкообразность; 5) активность; во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя: 1) развитие экологического сознания; 2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности; 3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек; 4) воспитание устойчивой воли; 5) формирование значимых целей экологической деятельности.
Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.
- Многообразие земноводных
- Класс Насекомые. Общая характеристика
- Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова
- Тип Членистоногие. Класс Ракообразные
- Животный мир Дальнего востока
- Пресмыкающиеся. Наступление человека
- Отряд Однопроходные
- Тип Моллюски
- Гидра пресноводная
- Насекомоядные птицы
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Соколова С. В. Обобщение педагогического опыта "Экологическое образование и воспитание учащихся в школе" // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/prezentatsii-po-biologii/7-klass/file/42387-obobshchenie-pedagogicheskogo-opyta-ekologicheskoe-obrazovanie-i-vospitanie-uchashchikhsya-v-shkole (дата обращения: 21.11.2024)