презентация Компетентностно-ориентированные задания на уроках истории и обществознания
КОМПЕТЕНТНОСТНО—ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ В РАМКАХ ФГОС на уроках истории и обществознания.(учитель истории -Громова Вероника Николаевна)
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Но сегодня знания, получаемые на уроках недостаточны для жизни в современном обществе. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном получении знаний. Нужны не всезнайки, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
А это во многом зависит не только от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетенции” и “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования. Поэтому, основная задача образования сегодня—не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь.
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы, ориентированные не только на усвоение знаний, но и на создание ситуаций, условий, которые дадут возможность каждому учащемуся понять, проявить и реализовать себя. Я считаю, что само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.
Итак, что такое “компетенция” и “компетентность”?
Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.
Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью
Компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.
Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива.
На своих уроках я стараюсь формировать все составляющие, которые входят в понятие компетентности:
Во-первых, не просто требую знания информации, а стараюсь научить добывать эту информацию отсеивать от ненужной, переводить в опыт собственной деятельности.
Во-вторых, развиваю умение использовать эти знания в конкретной ситуации; добиваюсь понимания, каким способом можно получить эти знания.
В-третьих, развиваю способность адекватно оценивать – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования.
Таким образом, считаю, что комплекс этих жизненных умений является центральным в системе компетентноcтного подхода, а так же конечным результатом обучения.
С этой точки зрения цели своих уроков я вижу в следующем:
-научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
-научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;
-научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;
научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
-научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей.
Для формирования ключевых компетенций я использую следующие виды компетентностно—ориентированных заданий:
1) Прочитать текст и указать основную мысль текста (информационно-технологическая, познавательная компетенции)
2) Как вы понимаете высказывание, выражение? (коммуникативная компетенция, ценностно—смысловая компетенция, личностная компетенция, интеграция знаний)
3) Сравнительно—обобщающие таблицы, таблицы сходства и отличия (коммуникативная компетенция, интеграция знаний)
4) Предложите выход из ситуации (ценностно-смысловая компетенция, саморазвитие, социальная компетенция)
5) По какому принципу образован ряд исторических дат, расположите события в хронологической последовательности (познавательная компетенция, интеграция знаний)
6) Исключите лишнее—термин или дату (познавательная компетенция, интеграция знаний)
7) Соотнесите определение с понятием (информационно-технологическая компетенция, интеграция знаний)
8) Продолжите фразу (коммуникативная компетенция, ценностно—смысловая компетенция, личностная компетенция, интеграция знаний)
9) С какими из предложенных ниже слов ассоциируется у вас данный термин (коммуникативная компетенция, ценностно—смысловая компетенция, интеграция знаний, саморазвитие)
10) Прием—«Веришь, не веришь?» (познавательная компетенция, коммуникативная компетенция, интеграция знаний)
- Оценивание деятельности учащихся на уроках технолонии
- Народно-прикладное искусство
- Создание приюта для бездомных животных
- Картотека гимнастики для глаз
- Праздник смеха в детском саду
- Рождественский фонарик своими руками
- Животные весной
- Арфа
- НоД по ФЭМП
- Тля цинара алеппской сосны и их антагонисты
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Громова В. Н. Компетентностно-ориентированные задания на уроках истории и обществознания // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/prezentatsii-po-biologii/5-klass/file/15750-kompetentnostno-orientirovannye-zadaniya-na-urokakh-istorii-i-obshchestvoznaniya (дата обращения: 23.11.2024)