статья Статья на тему "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
Сведения об авторе
Киршина О.В., г. Бакалы, Россия
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье раскрываются особенности развития сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр, а также раскрыты виды дидактических игр и методика организации дидактических игр с детьми раннего возраста.
Ключевые слова: сенсорное развитие, ранний возраст, дидактическая игра.
Information about the author
Kirshina O.V., Bakaly, Russia
DIDACTIC GAME AS A MEANS OF DEVELOPING SENSORY ABILITIES OF YOUNG CHILDREN
Annotation. The article reveals the features of the development of sensory abilities of young children through didactic games, as well as the types of didactic games and methods of organizing didactic games with young children.
Keywords: sensory development, early age, didactic game.
На современном этапе очень популярны идеи раннего развития детей. Ранний возраст представляет собой стадию психического развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет. Изучением особенностей детей раннего возраста, специфики их развития и воспитания занимались отечественные исследователи, такие как А.В. Запорожец, В.А. Зинченко, Е.И. Тихнеева, а также зарубежные ученые, такие как М. Монтессори,Ф. Фребель. Исследователи отмечают, что ранний возраст является сенситивным для сенсорного развития малыша[2, с. 11].
Сенсорное развитие – это развитие восприятия детей и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форма, цвет, величина, положение в пространстве и др.).
Цель сенсорного развития детей раннего возраста – формирование сенсорных способностей у малышей. В связи с этим, задачами сенсорного развития детей раннего возраста являются:
1. Предоставить для восприятия ребенку как можно больше различных сенсорных впечатлений.
2. Обучить перцептивным действиям (осматривание, выслушивание, опробывание, ощупывание и др.).
3. Помочь ребенку более осознанно воспринимать сенсорные впечатления (запоминать, дифференцировать, использовать знания о свойствах предметов и явлений в разнообразных ситуациях).
4. Эстетическое развитие – помочь увидеть красоту и многообразие окружающего мира[4, с. 154].
Можно сказать, что сенсорное развитие детей раннего возраста является основой формирования полноценного восприятия окружающего мира и чувственного опыта.
В раннем возрасте у ребенка накапливаются представления о цвете, форме, величине и др. Эти представления должны быть разнообразными, поэтому ребенка важно познакомить со всеми разновидностями этих свойств предметов:
- цвет: синий, красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный;
- вкус: соленый, сладкий, горький, кислый;
- запах: разнообразные запахи, характерные для тех или иных предметов;
- форма: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
- звуки: человеческая речь разной громкости, музыкальные произведения и различные детские музыкальные инструменты.
Следует заметить, что при знакомстве детей с различными свойствами предметов, не следует настойчиво добиваться, чтобы ребенок их запоминал или упоминал их названия, важно, чтобы малыш научился учитывать свойства предметов в процессе взаимодействия с ними. Таким образом, достаточно того, чтобы взрослый, в процессе занятий с детьми, употреблял названия форм и цветов, а, в процессе занятий по сенсорному развитию, у детей будет накапливаться разнообразный сенсорный опыт.
Игра пронизывает все стороны жизни ребенка раннего возраста, поэтому дидактическая игра является одним из средств сенсорного развития малышей.
Дидактическая игра является многоплановым сложным педагогическим явлением (А.В. Запорожец), поскольку она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельность, и средством всестороннего воспитания личности[3, с. 156].
Аванесова В.Н. в структуре дидактических игр выделяет дидактическую задачу, обучающую задачу, игровые действия, правила игры и результат игры (подведение итогов)[4, с. 76].
А.К. Бондаренко выделяет три вида дидактических игр:
1. Игры с предметами позволяют познакомить детей с цветом, величиной, формой и качеством предметов. Широко используются в таких играх разнообразные игрушки и природный материал.
2. Настольно-печатные игры могут использоваться в виде парных картинок, лото, домино, кубиков, пазлов и др. Таки игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности и внимания детей.
3. Словесные игры основаны на словах и действиях играющих. Они позволяют углубить знания детей о свойствах предметов, опираясь на имеющиеся представления о них в новых обстоятельствах[3, с. 157].
Также по игровому действию выделяют следующие виды дидактических игр:
1. Игры с прятанием и поиском, которые основаны на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
2. Игры-поручения, которые основаны на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: складывать, раскладывать, вставлять и др.
3. Игры с загадыванием и отгадыванием, которые привлекают детей неизвестностью.
4. Игры-соревнования, которые основаны на стремлении быстро достичь игрового результата.
5. Сюжетно-ролевые дидактические игры, где игровое действие основано на изображении разных жизненных ситуаций, а также на выполнении ролей взрослых или животных.
6. Игры в запретный «штрафной» предмет и его свойства или игры в фанты, которые связаны с игровыми моментами – избавиться от ненужного, не сказать запретного слова и др.[1, с. 120]
В дидактической игре создаются условия, где каждый ребенок раннего возраста может самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный сенсорный опыт. Для сенсорного развития детей раннего возраста должны быть подобраны разнообразные дидактические игры: на называние, узнавание, группировку, сравнение и др.
Организация дидактических игр с детьми раннего возраста реализуется воспитателем в трех направлениях:
1. Подготовка к проведению дидактической игры:
- Подбор игры в соответствии с задачами обучения (обобщение, углубление, активизация знаний).
- Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения детей раннего возраста.
- Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры.
- Выбор места для проведения дидактической игры.
- Определение количества играющих.
- Подготовка необходимого дидактического материала.
- Подготовка к игре самого воспитателя.
- Подготовка к игре младших дошкольников.
2. Проведение дидактической игры:
- Ознакомление детей раннего возраста с содержанием игры, дидактическим материалом, который будет использован.
- Объяснение детям хода и правил игры. Основная цель – организовать действия и поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре. Важно помнить, что дети раннего возраста все еще малыши и все инструкции или пояснения должны быть даны в простой форме, чтобы дети могли понять их. Детям раннего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Ему нужно внимательно следить за жестами и мимикой, поскольку маленькие дети чутко реагируют на выражение глаз, улыбку воспитателя, мимику и жесты. Объясняя правила игры, воспитатель должен обращать свой взгляд то на одного ребенка, то на другого, чтобы каждый ребенок ощущал, что рассказывают об игре именно ему.
- Показ игровых действий. Воспитатель учит детей раннего возраста правильному выполнению игровых действий, а также показывает, что в противном случае игра будет неправильной и они не смогут достигнуть желаемого результата.
- Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, «болельщика» или «арбитра».
3. Подведение итогов дидактической игры.В конце игры воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им игра, а также говорит, что в следующий раз можно будет поиграть в новую интересную игру. Как правило, воспитатель отмечает положительное поведение детей раннего возраста во время проведения дидактической игры[4, с. 106].
Для сенсорного развития детей раннего возраста могут быть использованы такие дидактические игры как «Собери бусы», «Мозаика», «Путаница», «Помощники», «Собери капельки в стакан», «Полянка» и др.
Таким образом,сенсорное развитие направлено на развитие восприятия детей и формирование представлений о внешних свойствах предметов, в результате чего у детей формируется полноценное восприятие окружающего мира и чувственный опыт.В дидактической игре создаются условия, где каждый ребенок раннего возраста может самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный сенсорный опыт.
Список использованных источников
1. Огородник, С. И. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / С. И. Огородник, О. П. Панова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 37 (171). — С. 119-122.
2. Осипова, С.В. Сенсорное развитие детей раннего возраста в домашних условиях / С.В. Осипова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 10-12.
3. Янкина, Н. Н. Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры / Н. Н. Янкина, В. В. Данилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 154-161.
4. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года : [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е.А. Янушко. — М. : Издательство «ВЛАДОС», 2018. — 351 с. : ил.
- Права потерпевшего на получение выплат, связанных с ненадлежащим исполнением страховщиком обязанностей, установленных Законом об ОСАГО и возникновение в связи с этим обязанностей по оплате налога на доходы физических лиц
- Права и обязанности пациента и врача
- Кодификация российского гражданского законодательства: задачи и промежуточные результаты
- ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ ТУРКМЕНИСТАНА И ИХ СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
- Снятие психо-эмоционального напряжения через игровую деятельность
- Законный режим имущества супругов
- Готовность детей к школьному обучению
- Законодательное обеспечение права граждан на экологическую информацию
- Интегрированные методы обучения учащихся начальной школы
- Биохимический состав и биохимические процессы, происходящие при переработке и хранении мёда
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Киршина О. В. Статья на тему "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА" // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/other/articles/file/44896-statya-na-temu-didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-sensornykh-sposobnostej-detej-rannego-vozrasta (дата обращения: 21.11.2024)