статья Развитие культурно гигиенических навыков у детей с ОВЗ
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся.
Формирование культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания, представляет собой начальный этап по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения культурно – гигиеническим навыкам у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.
Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за полостью рта, в частности за зубами, сохранение зрения, слуха, уход за волосами.
Обучающиеся, поступившие во 2 класс, коррекционной школы слабо владеют навыками самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У детей не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки. У воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания у детей практических навыков личной гигиены и ответственного отношения к своему здоровью.
Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.
Воспитание гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выгодский Л.С., Забрамская С.Д., Маллер А.Р. Для того чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. Воспитание культурно–гигиенических включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
Для того чтобы ребенок избежал многих болезней, чтобы организм ребенка развивался нормально, чтобы ребенок пребывал в бодром настроении и в течение дня сохранял высокую работоспособность, он должен следовать весьма немногим простым, однако очень важным правилам личной гигиены.
Цель и задачи программы
Цель программы – формирование основ здорового образа жизни, развитие у детей потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
- обучающие:
научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться освоить навыки правильного ухода за своим телом и применение их на практике.
- развивающие:
способствовать формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за телом, за зубами, ухода за волосами, гигиене органов зрения, слуха, дыхания.
- воспитывающие:
помочь повышению уровня навыков личной гигиены младшим школьникам.
Условия реализация программы
Программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 8-9 лет.
Продолжительность одного занятия – 30 минут.
Всего занятий 33 (при частоте встреч – один раз в неделю).
Форма работы – групповая.
Тематическое планирование программы
№п/п Тема Основные виды учебной деятельнсти.
1 Режим дня школьника Беседа
2 Друзья «Вода» и «Мыло» Познавательная беседа - практикум
3 Чистые ладошки Игра – практикум
4 Учимся правильно чистить зубы Занятие - практикум
5 Чтобы зубы не болели Познавательная беседа
6 Расти коса до пояса Познавательная беседа
7 Волшебная расческа Игра - практикум
8 Здоровые волосы – красота человека Игра - практикум
9 В гостях у Мойдодыра Просмотор мультфильма, обсуждение
10 Ухо – это орган слуха Познавательная беседа
11 Глухой телефон Игра
12 Угадай мелодию Прослушивание музыкальных произведений
13 Дороже алмаза твои глаза Познавательная беседа
14 Как прекрасен этот мир Рисование
15 Наши глаза Игра
16 Если сладко спится, сон хороший снится Беседа
17 Сон – лучшее лекарство Полезные советы
18 Одевайся по сезону Игра – практикум
19 Зашнуруй ботинок Игра – практикум
20 Уход за обувью Познавательная беседа
21 Виды и назначение одежды Познавательная беседа
22 Я умею одеваться, раздеваться Игра – практикум
23 Что такое быть опрятным Полезные советы
24 Советы мастера портного Игра – практикум
25 Каждой вещи свое место Игра – практикум
26 Витаминная семья Беседа
27 Кто дежурит за столом Беседа
28 Теперь мы точно будем знать, чем одежду нам стирать Беседа – практикум
29 Федорино горе Просмотр мультфильма, обсуждение
30 Правила поведения в общественных местах Беседа
31 Вы больны? Беседа
32 Правила поведения на дороге Познавательная беседа
33 Как живешь? Итоговое занятие Викторина
Содержание программы
№ п/п Тема
1 Режим дня школьника
На данном занятии дети познакомятся с режимом дня в школе – интернат.
2 Друзья вода и мыло
Беседа поможет обогатить знания детей о личной гигиене. Дети на практике в игровой форме научатся пользоваться предметами личной гигиены.
3 Чистые ладошки
Занятие по этой теме научит следить за чистотой рук, мыть их по мере надобности.
4 Учимся правильно чистить зубы
Занятие – практикум сформирует навыки личной гигиены, дети научатся пользоваться зубной щеткой. Познакомятся со средствами ухода за зубами и ротовой полостью.
5 Чтобы зубы не болели
Эта беседа даст детям знания о культурно – гигиенических навыках, о некоторых причинах возникновения кариеса.
6 Расти коса до пояса.
Эта беседа познакомит детей с ростом волос, с причинами их нарушения.
7 Волшебная расческа
Это занятие научит детей правильно, ухаживать за волосами, дети узнают виды расчесок из каких материалов бывают расчески.
8 Здоровые волосы – красота человека.
Занятие – практикум научит детей самостоятельно ухаживать за волосами.
9 В гостях у Мойдодыра
Занятие по данной теме научит простейшим навыкам ухода за своим телом, сформирует потребность поддерживать его чистоту, иметь красивый внешний вид.
10 Ухо – это орган слуха.
Это занятие познакомит с органом слуха. Уход за органом слуха.
11 Глухой телефон.
Эта игра даст детям знания о том, что слух – это способность воспринимать окружающие звуки.
12 Угадай мелодию.
На данном занятии дети научатся различать мелодии детских песен.
13 Дороже алмаза твои два глаза.
На данном занятии обучающиеся получат информацию об охране и гигиене глаз.
14 Как прекрасен этот мир, посмотри.
Это занятие научить видеть окружающую действительность и передавать ее в своих рисунках.
15 Наши глаза.
Данная игра разовьет у детей бережное отношение к своим глазам.
16 Если сладко спится, сон здоровый снится.
Данное занятие расширит знания детей о гигиенических мероприятиях, которые проводят взрослые по охране и укреплению их здоровья.
17 Сон – лучшее лекарство.
Это занятие научит детей правильно засыпать, соблюдать гигиенические моменты перед сном.
18 Одевайся по сезону
В игровой форме дети будут учиться одеваться по погоде, будет воспитываться эстетический вкус, аккуратность, дети научаться следить за своим внешним видом.
19 Зашнуруй ботинок
В игровой форме дети научаться различать правый и левый ботинок и шнуровать обувь.
20 Уход за обувью
На занятии дети узнают, как ухаживать за обувью (чистить сушить, хранить).
21 Виды и назначение одежды
На занятии дети подробно узнают о видах и назначении одежды.
22 Я умею одеваться, раздеваться
Игра – практикум будет развивать умения детей самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду и вещать вещи на плечики, научит самостоятельно или с помощью взрослого поддерживать одежду в порядке.
23 Что такое быть опрятным?.
Данное занятие привьет детям умение ухаживать за своей одеждой и обувью.
24 Советы мастера Портного.
На этом занятии дети научатся видеть недостатки в своей одежде и самостоятельно их исправлять.
25 Каждой вещи, свое место.
В игровой форме дети научатся наводить порядок в шкафах, тумбочках, складывать игрушки.
26 Витаминная семья
На занятии дети научатся акцентировать внимание на продуктах в которых содержаться полезные вещества.
27 Кто дежурит за столом?
На этом занятии продолжится закрепление трудовых навыков и культура поведения в столовой.
28 Теперь мы точно будем знать, чем одежду нам стирать
На занятии дети познакомятся с видами моющих средств, научаться различать какие средства предназначены для стирки одежды, а какие для мытья посуды, чистки раковин и т.д.
29 Федорино горе.
Это занятие поможет сформировать навыки ухода за своим внешним видом.
30 Правила поведения в общественных местах
Дети узнают о культуре поведения в общественных местах, познакомятся со словом этикет.
31 Вы больны?
Это мероприятие научит детей младшего школьного возраста своевременно обращаться за медицинской помощью.
32 Правила поведения на дороге
На занятии дети узнают, что такое охрана жизни и здоровья, у детей сформируются навыки осознанного поведения в дорожно – транспортных ситуациях.
33 Как живешь?
Итоговое занятие, направленно на закрепление знаний у детей о гигиене, навыках самообслуживания, поведения.
Программно-методическое обеспечение
Данная программа предлагает использование следующих методов работы: наглядных, словесных, практических.
1) наглядные – показ иллюстраций, показ (исполнение педагогом), тематические таблицы, карточки, предметы личной гигиены разнообразный раздаточный материал.
Наглядные методы способствуют более полному и глубокому усвоению теоретического материала, развитию внимания, памяти, восприятия.
2) словесные - рассказ, устное объяснение, беседы – диалоги.
Использование словесных методов позволяет не только сообщать новую информацию, но и создавать эмоциональный настрой, повышать активность обучающихся на занятии, развивать их речь.
3) практические – практические игры и упражнения, ситуационные практикумы, изобразительная деятельность, подвижные игры.
Практические игры являются основным видом деятельности детей. Игры и упражнения, предложенные в программе, учитывают уровень умственного и физического развития детей, а также соответствуют цели и задачам программы. Практические методы способствуют проявлению заинтересованности и активности детей, формированию положительных черт характера, развитию навыков личной гигиены.
Для эффективной работы с детьми в процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий. Это познавательные беседы, сюжетные и ролевые игры, практические упражнения, викторина, рисование, просмотр мультфильмов, чтение произведений, прослушивание музыкальных произведений.
При проведении каждого занятия деятельность педагога должна быть направлена на:
- создание положительной познавательной мотивации детей;
- организации их восприятия и внимания;
- формирование устойчивых навыков самообслуживания и личной гигиены;
- формирование способов оценки ребенком собственной деятельности.
В пределах одного занятия виды деятельности могут чередоваться, что способствует удержанию внимания обучающихся и позволит избежать их переутомления.
Ожидаемые результаты
Результатами реализации программы являются:
- усвоение учащимися второго класса культурно–гигиенических навыков; навыков самообслуживания.
- формирование привычки содержать свое тело в чистоте;
- привитие навыков здорового образа жизни.
- Организационно-деятельностная игра
- ЦИФРОВИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ КАК ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
- Современные педагогические технологии в общеобразовательных школах
- Практическое применение базы данных
- Отравляющие вещества растительного и животного происхождения и их влияние на организм. Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы
- Исторический объект – усадьба Голицыных-Прозоровских, как высокоэффективный туристский продукт
- Механизмы управления трафиком на сетевых узлах в сетях специального назначения
- Кто в ответе за погибающую природу?
- Введение в общеобразовательную программу
- Донской казак хват, силой, удалью богат!
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Макаренкова Ю. А. Развитие культурно гигиенических навыков у детей с ОВЗ // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/other/articles/file/34003-razvitie-kulturno-gigienicheskikh-navykov-u-detej-s-ovz (дата обращения: 14.11.2024)