презентация Развитие творческого воображения у младших школьников креативными педагогическими технологиями
Берестова Екатерина Леонидовна
Студентка 5 курса
Развитие творческого воображения у младших школьников в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы с использованием креативных педагогических технологий
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
С точки зрения педагогической психологии наиболее актуален вопрос о формировании креативного воображения и творческих способностей именно для детей начальной школы как первой ступени среднего образования. И поэтому приходим к выводу, что вопросы творчества приобретают все большее значение в системе художественного образования, а также образования в целом.
На основании вышесказанного возникает противоречие между требованиями современных стандартов к развитию творческой личности и недостаточным использованием возможности креативных педагогических технологий в практике учителей начальной школы.
Цель исследования заключается в разработке и апробировании комплекса занятий, направленных на развитие творческого воображения младших школьников в учебно-воспитательном процессе посредством креативных педагогических технологий.
Гипотеза исследования: если использовать креативные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы, то это будет способствовать успешному развитию творческого воображения младших школьников.
В работе рассмотрены понятие творческого воображения и особенности его формирования у младших школьников. Изучив литературные источники (источники на слайде), мы пришли к следующим выводам: творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение, которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности.
В младшем школьном возрасте развиваются и творческие способности, и творческое воображение. Творческая активность в младшем школьном возрасте не существует как нечто статичное, неизменное. Она постоянно изменяется вместе с развитием ребенка. Среди показателей творческой активности младшего школьника, особое место занимает интенсивно формирующиеся в этом возрасте практические умения и навыки. Умелое их применение, частота вопросов, адресованных учителю с целью познания неизвестного, стремление младшего школьника участвовать в той или иной работе характеризуют творческую активность ребенка. Существенное значение для ее характеристики имеют эмоциональные, волевые проявления ребенка, а также свободный выбор деятельности.
Но есть еще одна составляющая, которая определяет качество процесса, - знание сущности креативных педагогических технологий для развития творческого воображения детей. Их целенаправленное применение позволяет добиться высокого результата творческой деятельности. Ученики в ходе обучения овладевают приемами творческой деятельности, которые помогают им при решении новых задач и позволяют открывать новые для себя умения.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №2 города Глазов в 3 «Б» классе.
Исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап – констатирующий, в ходе которого проходило определение исходного уровня творческого воображения у детей контрольной и экспериментальной групп.
В качестве диагностического инструмента были использованы три методики, представленные на слайдах.
Первая методика выявила такие умения, как сложность творческого воображения, проявляющаяся в таких показателях как беглость и гибкость.
Результаты представлены на слайде.
Вторая методика была направлена на выявление оригинальности творческого воображения. Результаты на слайде.
Третья методика направлена на выявление эмоциональности и выразительности. Диаграмма выявленных результатов представлена на слайде.
Констатирующий этап исследования показал следующие результаты: творческое воображение у детей обеих групп сформировано преимущественно на уровне «среднего» и «ниже среднего».
Данные показатели говорят о том, что для успешного развития творческого воображения младших школьников требуется помощь учителя, заключающаяся в проведении специально организованной, дополнительной работы.
В связи с этим был проведен 2 этап работы – формирующий. Цель данного этапа представлена на слайде. Формирующая работа проводилась в течение 3 недель.
Тематическое планирование представлено на слайде.
Занятия направлены на развитие важных показателей творческого воображения – сложности, оригинальности, эмоциональности и выразительности, а также самостоятельности и любознательности.
Предлагаемые нами занятия, направленные на развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста, позволят ученикам мыслить творчески как на школьных уроках, так и в повседневной жизни.
3 этап – контрольный, в ходе которого было проведено повторное диагностирование уровня творческого воображения у детей младшего школьного возраста экспериментальной и контрольной групп.
Рассмотрим на слайде результаты, выявленные в ходе применения первой методики. Мы видим заметную разницу между результатами контрольной и экспериментальной групп.
Результаты второй и третьей методики также представлены на слайде. На основе сравнительных анализов можно наблюдать положительную динамику у группы, с которой был проведен комплекс занятий, направленных на развитие творческого воображения.
Так, обучающиеся экспериментальной группы стали активно использовать в своей деятельности такие технологии как нетрадиционные техники рисования, театрализация.
В целом, результаты экспериментального исследования подтвердили гипотезу о том, что использование креативных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы будет способствовать успешному развитию творческого воображения младших школьников.
- Корень слова. Однокоренные слова
- Тестирование для учеников 3 классов
- Рисуем страуса
- Формы работы с одаренными детьми в начальной школе
- Блокадный хлеб
- Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся
- Дифференциация звуков и букв e-ю
- Звёздный час
- Урок доброты
- Викторина по сказкам К. И. Чуковского
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Б. . Развитие творческого воображения у младших школьников креативными педагогическими технологиями // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/nachalnaya-shkola/3-klass/file/54234-razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-u-mladshikh-shkolnikov-kreativnymi-pedagogicheskimi-tekhnologiyami (дата обращения: 14.11.2024)