Современные эффективные технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ
Приглашаем поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем - подучить.
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание современным здоровьесберегающим технологиям. Это неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы, а также работы всех педагогов ДОУ.
В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы такие, как куклотерапия , биоэнергопластика, фонетическая ритмика , звукотерапия и собственная разработка- динамические паузы с использованием жестов.
Особенностью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является максимальное включение всех анализаторов человеческого организма, материализация действия с опорой на вспомогательные средства, актуализация ощущений разной модальности, а также использование разнообразной наглядности. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- снижает утомляемость;
- стимулируется речевая функция;
- улучшается соматическое состояние
Мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с этими методами. Буду рада, если вы будете использовать их в своей работе.
Дети с ОВЗ испытывают трудности в общении. Наладить с ними контакт нам помогают куклы. Этот метод носит название куклотерапия. Хочу вас познакомить с нашей любимой артикуляционной куклой Чипой. Ребята с большим желанием общаются с ним, смотрят в его глаза, обнимают, гладят и выполняют его задания. Поначалу дети выполняют артикуляционную гимнастику с куклой Чипой надетой на руку педагога, но постепенно сами учатся управлять куклой.
Нашим особенным деткам очень трудно ориентироваться в схеме собственного тела. Тут нам в помощь приходит биоэнергопластика.
Эта методика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика - движение. Биоэнергопластика- это содружественное взаимодействие руки и языка, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря данным упражнениям у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и речь.
Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение при помощи биоэнергопластики. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.
1.Упражнение «Бегемотик»
Широко открыли ротик -
Получился «бегемотик»
А затем закрыли ротик –
Отдыхает «бегемотик»
А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе. Приготовились? Превосходно у вас получается !
2.Упражнение «Дятел»
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой
Это дятел на сосне
Долбит клювом по коре
Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»
А теперь прошу вас: выполним это упражнение вместе.
Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось.
На примере данных упражнений мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.
Следующий метод, с которым я вас познакомлю, фонетическая ритмика – это обозначение звуков речи при помощи движений тела. Наше тело нам подсказывает, помогает произносить и закреплять звуки, а также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания с продолжительным выдохом.
Можно использовать эти приемы во время динамической паузы. Я предлагаю вам немного отдохнуть и подвигаться. Встаньте, пожалуйста, в круг ,оставляя «окошки».
Произнося звука : звук А – разводим руки в стороны, рисуя большой круг, рот широко открыт; звук У – губы вытягивает в трубочку, руки вместе и тянем из вперед, кисти на себя. Звук О – чуть присели, руки подняли к верху и соединили, в овал, губы округлены. Звук И – губы в улыбке, руки от груди тянем плавно в стороны. Звук Э – высовываем язык вперед и грозим пальчиком. Звук К – руки перед собой в кулачках, резко опускаем их вниз и произносим К. Звук С – насосы, накачиваем шину. Звук И – губы в улыбке, руки от груди тянем плавно в стороны.
А теперь задание для самых внимательных. При помощи упражнений предлагаю вам прочесть заданный слог. Звук И – губы в улыбке, руки от груди тянем плавно в стороны. Звук И – губы в улыбке, руки от груди тянем плавно в стороны. (ИК)
Таким образом, мы еще и выполняем функцию развития звукового анализа и обучения чтению слогов при помощи тела.
А вы знаете, что звуки могут нас исцелять?Существует методика гармонизации и оздоровления человека с помощью звука- звукотерапия .
Ежедневно в течение 5 минут рекомендуется выполнять следующие упражнения. Давайте все вместе сейчас потонируем:
1. «Мычание» – Это упражнение улучшает работу головного мозга ,восстанавливает голос в случае ларингита и подготавливает связки перед речевой нагрузкой. Пожалуйста, расслабьте челюсть и ощутите энергию мычания внутри организма. Можно положить руки к щекам и следить, как генерируется вибрация во рту.
2. «А-А-А» - массирует глотку, гортань, щитовидную железу, снимает спазмы, лечит сердце и желчный пузырь. Прошу вас, расслабьте челюсть и произносите звук вместе с выдохом
3. «И-И-И» - действует как кофеин, может после усталости повысить активность организма и стимулировать мозг. Улыбнитесь и произнесите на выдохе.
Чудесно! Вы уже чувствуете прилив сил?
Ну, а сейчас вас ждет самое интересное! Я поделюсь с вами своей разработкой. Динамическая пауза с использованием жестов. Ловите лайфхак, как модно сейчас говорить. Физминутки проходят у нас весело, динамично и с пользой.
Предлагаю вам выполнить простые движения с жестами и закрепить понимание предлогов и лексику по теме «Мебель», вспомнив заодно названия перелетных птиц.
Представьте себе, что окно от ветра открылось, и в комнату влетела птица. Как вы думаете, какая птица может влететь в наш дом в это время года? (синица, голубь ,воробей ,чиж, дятел ,ворона ,сойка ,сорока .Перелетные –грач,скворец ).
Вы можете также спросить у детей: Какие еще птицы возвращаются из теплых стран в наших края?
Сожмите руку в кулачок. Представьте, что это наш грач.
Грач сел на стул (кулачок поставили на голову)
Грач слетел со стула (кулачок убрали с головы)
Грач залетел в шкаф (кулачок в ладони)
Грач вылетел из шкафа (кулачок вытащили из ладони)
Грач подлетел к шкафу (кулачок на пояс)
Грач отлетел от шкафа (руку отводим в сторону)
Молодцы!
Итог мастер- класса
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие. У детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и за вашу работу.
- Конспект прогулки "Наблюдение за снегом"
- Познавательно – исследовательский проект «Да здравствует мыло душистое!»
- Презентация "Адаптация ребенка к условиям ДОУ"
- Доклад "Художественное образование"
- Проект "Предметы народного быта"
- Проект "Освобождение Курска"
- Сенсомоторное развитие и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста с ОВЗ
- Башкирские народные приметы и пословицы
- Здоровьесберегающие прогулки в занимательный мир математики
- "Огород на окне"
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Александрова Н. Н. Современные эффективные технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/detsad/raznoe/file/53776-master-klass-sovremennye-effektivnye-tekhnologii-v-rabote-logopeda-s-detmi-s-ovz (дата обращения: 23.11.2024)