Эмоционально-волевая готовность детей к обучению в школе
Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе
заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением эмоциями, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого,умеет сосредотачиваться, и т.д. В психологии это называется «произвольнымповедением». Будущий школьник должен уметь преодолевать трудности истремиться к достижению намеченной цели. В школе придётся слушатьучителя не зависимо от того, интересную ли информацию он сейчас излагает,для этого ребёнок должен подключать усилия воли. Также при обучении в школе ребёнку необходимо выполнить домашнее задание, несмотря на то, что сейчас очень хочется погулять. Произвольность в поведении ребенка проявляется в преднамеренномзаучивании стихотворения, в способности преодолеть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого, общественного поручения, оказания помощи маме, а также в способности преодолеть боязнь (войти в темную комнату, в кабинет стоматолога и т.д.), преодолеть боль, не заплакать при обиде, ушибе. Слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:
- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
- не умеет работать по правилу;
- не умеет работать по образцу;
- нарушает дисциплину.
Через какие этапы проходит ребенок прежде, чем у него сформируется эмоционально-волевая готовность к школе?
1 этап. Для начала необходимо познакомить детей с эмоциями через игры, проблемные ситуации, художественную литературу. Как это можно сделать? (ответы педагогов).
2 этап. Когда дети уже научатся понимать эмоциональное состояние героев, можно переносить это умение в реальную жизнь. Разбирать ситуации из детской жизни. Приведите примеры (ответы педагогов). Предлагаю вам посмотреть вот на эти карточки (далее работа с ситуациями по эмоциям)
3 этап. Эмоционально-волевая готовность к школе. Здесь важным является тот факт, что ребенок должен научиться выполнять не только приятные задания, но и те, которые вызывают определенные трудности, те, которые требуют усидчивости и терпения.
Выделяют следующие уровни развития эмоциональной сферы дошкольника:
1. Высокий уровень - ребенок адекватно реагирует на оценки своей деятельности, умеет управлять своими эмоциями.
2. Средний уровень - развитие эмоционально-волевой сферы ребенка находится в пределах нормы.
3. Низкий уровень - происходит снижение эмоционально-волевой сферы; у ребенка наблюдается быстрая смена настроения, он становится упрямым, плаксивым, замкнутым, бурно реагирует на положительную или отрицательную оценку своей деятельности.
Важнейшим фактором в работе является взаимодействие с родителями, а точнее единые требования педагогов и родителей. Если с их стороны не будет понимания важности эмоционально-волевой готовности ребенка, то страдать будет ребенок. Мотивационная готовность будет разрушена после первых же трудностей. Задача воспитателя донести важность развития эмоционально-волевой сферы начиная с раннего возраста. Что может сделать воспитатель? Консультации и рекомендации через сайт, уголки группы, папки передвижки, выступления на родительских собраниях, демонстрация успехов детей в творческих работах, театральных выступлениях.
- Методическая разработка по обучению грамоте
- Партнерские взаимодействия педагогов и родителей в формировании ЗОЖ у старших дошкольников
- Летний период и безопасность дошкольников
- Советы логопеда для родителей, дети которых готовятся к школе
- Статья Актуальность дидактических игр
- Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам опытно-экспериментальной деятельности
- Картотека дидактических игр в летний период
- Экологическое воспитание дошкольников
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ
- Конспект занятия во 2 младшей группе на тему "День Победы"
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Кравец Е. И. Эмоционально-волевая готовность детей к обучению в школе // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/detsad/raznoe/file/33645-emotsionalno-volevaya-gotovnost-detej-k-obucheniyu-v-shkole (дата обращения: 14.11.2024)