Использование информационно-компьютерных технологий при развитии и закреплении связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Слайд 2
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматриваются в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции, а от уровня овладения связной речью зависит общее интеллектуальное развитие детей, успешность обучения детей в школе.
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.
Поэтому, к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится практическое овладение воспитанниками нормами речи во всех формах и видах детской деятельности.
Слайд 3
Как известно, успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Это и адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной как диалогической, так и монологической речи.
Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно:
• ясно представлять объект рассказа (предмет, событие);
• уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества; устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями.
Кроме того, необходимо уметь:
• подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова,
• уметь строить простые и сложные предложения и использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания.
Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.
Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Развитие связной речи осуществляется в различных видах детской деятельности, таких как непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей.
Слайд 4
Отвечая на вызовы времени, методику формирования связной речи необходимо обновить современными технологиями. И одна из таких технологий - ИКТ. При развитии связной речи с применением ИКТ можно использовать следующее:
-Составление предложений из слов, по картинке, по схеме.
-Использование мнемотаблиц;
-Составление текста, рассказа по вопросам;
-Составление рассказа по заданному началу, картинкам и ключевым словам.
-Придумать начало рассказа по данному тексту, картинкам и ключевым словам.
-Рассказ по цепочке.
Слайд 5
В нашем современном мире, когда на смену простых дидактических и настольно-печатных игр приходит компьютер, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Сделать это мне в моей работе помогает ИКТ. Во-первых, детям нравится что-то новое, необычное, а если есть интерес, усвоение информации идёт лучше. Во-вторых, компьютерные технологии позволяют дать не только визуальный материал, но и звуковой (голоса птиц, животных, шум воды и т. д.). В-третьих, анимация, практически небольшая мультипликация, также привлекает интерес детей своей новизной, и даёт бесконечное множество вариантов игр, а мне воплощение моих идей и фантазий.
Слайд 6
При проведения непосредственно образовательной деятельности, я стараюсь использовать информационно-компьютерную технологию, значение которой очень велико.
Я предъявляю информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре. А также ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. Технология позволяет привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, а также я имею возможность поощрить детей при решении проблемной задачи, что является стимулом для развития их познавательной активности. ИКТ развивает у дошкольников исследовательское поведение, которое способствует стимулированию речевой активности детей.
Слайд 7
Мультимедийные технологии могут быть использованы для обозначения темы занятия или задания, как сопровождение объяснения логопеда, как информационно-развивающее пособие и другое.
Имеется ряд преимуществ использования презентаций на занятиях: благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объёме; использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным; дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением, героев сюжета, которые благодарят детей за помощь.
Слайд 8
Применение презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на решение поставленной задачи. Разработанные таким образом занятия применяются мной для: развития речевого дыхания; автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи; дифференциации звуков; пополнения словарного запаса, отработки грамматического строя речи и лексических тем; развития связной речи и познавательных способностей.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников, компьютер обладает рядом преимуществ, и именно поэтому нравится детям:
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной
активности детей;
- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
- компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Слайд 9
В результате использования ИКТ происходит:
-развитие познавательных способностей и мотивации;
-развитие творческих способностей;
-успешнее достигаются общие цели обучения и воспитания;
-формирование компетенции в области коммуникации: умение выражать свои мысли, логически рассуждать, слушать и понимать устную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
- Развитие мелкой моторики рук
- Адаптация ребенка к условиям детского сада
- Язык как одно из наиболее важных средств речевого общения
- Конструкт по дидактической игре
- ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Советы логопеда: “Если ребенок не хочет заниматься...”
- Сказка как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста
- Первый Новый год в детском саду. Консультация для родителей
- Утреняя гимнастика
- Организация взаимодействия с семьей по проблеме укрепления и сохранения здоровья
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Стржельская И. Н. Использование информационно-компьютерных технологий при развитии и закреплении связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/detsad/raznoe/file/32870-soobshchenie-ispolzovanie-informatsionno-kompyuternykh-tekhnologij-pri-razvitii-i-zakreplenii-svyaznoj-rechi-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-onr (дата обращения: 23.11.2024)