Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

презентация Память в камне. Памятники и мемориальные комплексы жертвам фашизма на территории Республики Беларусь

Есть конспект урока

Заочная экскурсия «Память в камне»
Текст выступления.
СЛАЙД 1.
Здравствуйте. Я, Войткевич Ирина Леонидовна, учитель истории «Базовой школы № 10» буду вашим экскурсоводам. Туристический маршрут, который я представляю Вашему вниманию называется «Память в камне». Во время нашей экскурсии мы посетим мемориальные комплексы «Брестская крепость», «Хатынь», «Линия Сталина», «Красный берег», «Прорыв».
У настоящего без прошлого нет будущего. История создаётся деятельностью многих людей. Каждый человек – личность, наделенная способностью думать не столько о себе, сколько о благе своего Отечества, а в трудную минуту испытаний идущая на подвиг, на исторические свершения. Быть истинным патриотом Родины - значит знать свои корни, историю своего города, села, деревни. Не зная побед и достижений предков, не сможет человек по- настоящему любить и уважать своё Отечество, гордиться им. Чтобы сохранить историю своей жизни и передавать потомкам знания, люди открывают разнообразные музеи, восстанавливают и сохраняют памятники архитектуры, устанавливают скульптурные композиции в честь своих героев или памятные знаки на местах знаменательных событий.
Одна из форм увековечения памяти – мемориальные комплексы. Мемориальный комплекс — это определённая исторически и символически значимая для людей территория, c размещёнными на ней монументальными архитектурными сооружениями в виде мавзолеев, пантеонов, скульптурных групп, обелисков славы и памятниками. Мемориальный комплекс может состоять из нескольких частей – из центрального памятника - большой скульптуры стелы или обелиска, комплекса архитектурно спланированных и выделенных групп обелисков и памятников, а так же в виде отдельной территории, которая может повторять участок памятного исторического события в виде архитектурно-символических скульптурных образов (Хатынь).
Как правило, мемориальный комплекс представляет собой парковую зону со строго очерченной планировкой, включением крупных партеров и широких аллей.
СЛАЙД 2.
Начнем мы своё путешествие с посещения мемориальные комплекса «Брестская крепость».
Брестская крепость расположена у западной окраины Бреста, на границе сегодняшних Белоруссии и Польши (в 1941 году - на границе СССР и оккупированной нацистами Польши). До 1939 года она находилась на польской территории, но по соглашению с Германией вместе с прилегающими областями вошла в состав Советского Союза. Расположение самого Бреста на Днепро-Бугском водном пути в узле дорог на Москву, Варшаву, Киев и Вильнюс еще во времена Российской империи определило его стратегическое значение как опорного пограничного пункта страны. Предложение о строительстве оборонительных укреплений у слияния рек Буга и Мухавца появилось в конце XVIII века. Ход Отечественной войны 1812 года подтвердил его целесообразность, и в 1833 году был утвержден проект крепости, разработанный военными инженерами Опперманом, Малецким и Фельдманом. Крепость была торжественно заложена 1 июня 1836 года. Через шесть лет она стала действующей.
У главного входа звучат песня А. Александрова «Священная война», сообщение о вероломном нападении на нашу Родину войск немецко-фашистской Германии (читает Ю. Левитан), у Вечного огня — мелодия Р. Шумана «Грезы».
На Брест, на июньские травы
Льет солнце тепло с высоты...
Как памятник воинской славы,
Встают крепостные форты.

И память уводит сквозь годы
В далекий тревожный рассвет...
И небо, и бугские воды
В кровавый окрашены цвет.
Алесь Бачила
Эти строки белорусского поэта Алеся Бачилы, на мой взгляд, очень точно и эмоционально ярко описывают трагедию Брестской крепости. Именно она, первой приняла фашистский удар на себя. Именно её бойцы, сдерживали врага . 22 июня 1941 года гарнизон крепости одним из первых принял на себя удар немецко-фашистских захватчиков. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. Брестской крепости присвоено почетное звание «Крепость-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Мемориальный комплекс «Брестская крепость – герой» был создан в 1969-1971 гг. на территории Брестской крепости для увековечения подвига участников ее обороны.
Мемориал был торжественно открыт 25 сентября 1971 года. Скульптурно-архитектурный ансамбль включает уцелевшие здания, законсервированные руины, крепостные валы и произведения монументального искусства.
Авторский коллектив: народный художник СССР скульптор А. Кибальников (главный художественный руководитель), народный архитектор СССР В. Король, народный художник БССР скульптор А. Бембель, заслуженные архитекторы БССР В. Волчек и Г. Сысоев, скульптор В. Бобыль, архитекторы В. Занкович, Ю. Казаков, О. Стахович.
Комплекс расположен в восточной части Цитадели. Каждый композиционный элемент ансамбля несет большую смысловую нагрузку и оказывает сильное эмоциональное воздействие.
СЛАЙД 3.
Главный вход решен как проем в виде пятиконечной звезды в монолитном железобетонном массиве, опирающемся на вал и стены казематов. Сколы звезды, пересекаясь, образуют сложную динамическую форму. Стенки-пропилеи облицованы черным лабрадоритом. С внешней стороны основания укреплена доска с текстом Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года о присвоении Брестской крепости почетного Звания «Крепость-герой»
СЛАЙД 4.
От главного входа торжественная аллея ведет через мост к площади Церемониалов. Слева от моста находится скульптурная композиция «Жажда» — фигура советского воина, который, опираясь на автомат, тянется с каской к воде (рис.3). В планировочном и образном решении мемориала важная роль принадлежит площади Церемониалов, где проходят массовые торжества. К ней примыкают здание Музея обороны Брестской крепости и руины Белого дворца.
СЛАЙД 5.
Композиционным центром ансамбля является главный монумент «Мужество» — погрудная скульптура воина (выполнена из бетона, высота 33,5 м), на ее обратной стороне — рельефные композиции, рассказывающие об отдельных эпизодах героической обороны крепости: «Атака», «Партийное собрание», «Последняя граната», «Подвиг артиллеристов», «Пулеметчики».Над обширным пространством доминирует штык-обелиск (цельносварная металлоконструкция, облицованная титаном; высота 100 метров, вес 620 тонн). В 3-ярусном некрополе, композиционно связанном с монументом, захоронены останки 850 человек, на установленных здесь мемориальных плитах — имена 216-ти. Перед руинами бывшего инженерного управления в углублении, облицованном черным лабрадоритом, горит Вечный огонь Славы. Перед ним — отлитые в бронзе слова: «Стояли насмерть, слава героям!»
СЛАЙД 6.
Недалеко от Вечного огня — Мемориальная площадка городов–героев Советского Союза, открытая 9 мая 1985 года. Под гранитными плитами с изображением медали «Золотая Звезда» установлены капсулы с землей городов–героев, доставленной сюда их делегациями. На стенах казарм, руинах, кирпичах и каменных глыбах, на специальных подставках установлены мемориальные доски в виде отрывных листков календаря 1941 г., которые являются своеобразной хроникой героических событий
СЛАЙД 7.
Органично вписывается в архитектурную композицию крепости Свято-Николаевский гарнизонный храм. 22 июня — в день Памяти и Скорби, в День Победы в его стенах проходит поминальная литургия по погибшим воинам. На обзорной площадке представлено артиллерийское вооружение середины XIX века и начального периода Великой Отечественной войны. Сохранились руины казарм 333-го стрелкового полка (бывший арсенал), развалины оборонительной казармы, разрушенное здание клуба 84-го стрелкового полка. Вдоль главной аллеи — 2 пороховых погреба, в крепостных валах — казематы, помещение полевого хлебозавода. По дороге к Северным воротам выделяются Восточный форт, развалины санчасти…
Трагедию утраты нельзя выразить словами, любые из них ничтожно малы, но очень хочется поблагодарить тех, кому мы обязаны жизнью:
СЛАЙД 8.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ, ПАВШИМ В БОЯХ ЗА НАШУ РОДИНУ! НИЗКИЙ ПОКЛОН И БЕСКОНЕЧНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ВАМ, ВЕТЕРАНЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ, РЯДОВЫЕ И ОФИЦЕРЫ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!
СЛАЙД 9.
НИЗКИЙ ПОКЛОН ТЕМ, ЧЬИ ЖИЗНИ УНЕСЛА ВОЙНА!!!
ТИШИНА такая страшная тишина!!! Тишина, которая рвет душу на части, тишина от которой хочется кричать и бежать не чуя под собой ног…Только звон колоколов режет её на части, будоражит память и рисует страшные картины прошлого.
22 марта 1943 года в деревню Хатынь вошёл 118-ый батальон охранной полиции (Schutzpolizei), который был переброшен в Белоруссию в июле 1943 года, и окружил её. Батальон был сформирован в июне 1942 года в районе Киева главным образом из бывших военнослужащих Красной Армии, попавших в Киевский котел. Операция проводилась под руководством специального соединения СС Дирлевангер (нем. "SS-Sonderregiment Dirlewanger"). После войны за участие в этой карательной операции был осуждён бывший старший лейтенант Красной Армии, а на момент операции начальник штаба 118-го охранного батальона Григорий Васюра; командир взвода этого же батальона бывший кадровый лейтенант Красной Армии Василий Мелешко был приговорён к расстрелу. Приговор приведён в исполнение в 1975 году. Последнее, что слышали сжигаемые белорусы, был русский мат.
Жители деревни ничего не знали о том, что утром того же дня в 6 км от Хатыни партизаны устроили засаду и уничтожили штабную немецкую автомашину вместе с одним из офицеров размещённого в Плещеницах 118-го охранного полицейского батальона вермахта — гауптманом Гансом Вёльке. В ответ был применен принцип общего коллективного наказания, нарушающий все правила и обычаи ведения войны. Всё население Хатыни — взрослые, старики, дети — были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни были многодетные семьи — так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких — семеро. В сарае заперли также Антона Кункевича из деревни Юрковичи и Кристину Слонскую из деревни Камено, которые оказались в это время в Хатыни.
Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью.
Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.
Мемориал "Хатынь" — дань памяти около 3 млн. белорусов, погибших во время Великой Отечественной войны. Он расположен в 54 км на северо-восток от Минска в Логойском районе Минской области. Хатынь стала символом массового уничтожения мирного населения, осуществлявшегося нацистами и коллаборационистами на оккупированной территории СССР.
Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс занимает площадь около 50 га. В центре композиции мемориала находится шестиметровая бронзовая скульптура «Непокорённый человек» с мёртвым ребенком на руках . Рядом сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены жители деревни. На братской могиле из белого мрамора — Венец памяти. На нём — наказ погибших живым:
«Люди добрые, помните:
любили мы жизнь, и Родину нашу, и Вас, дорогие.
Мы сгорели живыми в огне.
Наша просьба ко всем:
пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу,
чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле.
Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала! »
На обратной стороне Венца памяти — ответ живых погибшим:
«Родные вы наши.
Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами. Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей Советской вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею!»
СЛАЙД 10.
Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли дома, поставлено 26 символических бетонных нижних венцов срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы, опалённые огнём. Перед каждым из сожжённых домов установлена открытая калитка, как символ гостеприимства жителей деревни. На трубах-обелисках — бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. Сверху каждого обелиска — печально звенящий колокол. Колокола звонят одновременно каждые 30 секунд
СЛАЙД 11.
На территории комплекса находится единственное в мире «Кладбище деревень» — 185 могил, каждая из которых символизирует одну из невозрождённых белорусских деревень, сожжённых вместе с населением (186-я невозрождённая деревня — это сама Хатынь). Одна из таких деревень — Шуневка. Могила каждой деревни представляет собой символическое пепелище, в центре которого расположен пьедестал в виде языка пламени — символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни. На могиле написаны название деревни и название района, в котором стояла деревня.
СЛАЙД 12.
Ещё один мемориальный элемент комплекса — «символические деревья жизни», на ветвях которых в алфавитном порядке перечислены названия 433 белорусских деревень, которые были уничтожены фашистами вместе с жителями, но восстановлены после войны
СЛАЙД 13.
Мемориальный элемент «Стена памяти» включает мемориальные плиты с названиями свыше 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей на территории Белоруссии
СЛАЙД 14.
На территории мемориала также находится мемориальный элемент «Вечный огонь». На квадратном траурном постаменте в трёх углах расположены три берёзки. Вместо четвёртой горит вечный огонь — в память о каждом четвертом погибшем жителе Белоруссии.Мы можем не знать имена всех погибших, но чтить их память долг каждого из нас. Мы должны помнить какой ценой нам досталась Победа. Великая Победа-это кропотливый ежедневный труд солдат, партизан, подпольщиков, мирных жителей.
СЛАЙД 15.
Третий объект нашей экскурсии поможет Вам почувствовать дух времени. «Линия Сталина» привлекает как знатоков в сфере военной техники, так и простых туристов. Первые углубляют свои знания, а вторые получают незабываемые впечатления.Ещё одной особенностью историко-культурного комплекса «Линия Сталина» является то, что здесь на реальном ландшафте воссоздаются в батальных сценах подлинные события военных лет. В частности, здесь воссоздаются бои и сражения, которые разворачивались на линии Минского укрепрайона в июне 1941 года. Большинство военизированных представлений проходят с участием артиллерии, авиации, танков и автомобильной техники.
СЛАЙД 16.
Историческая «Линия Сталина» была построена в 1930-е годы, составляла 21 укрепрайон, более 4 тысяч дотов, как правило, железобетонных, которые делились на пулемётные (бронебашенные, бронеколпаки, командно-наблюдательные пункты) и артиллерийские (полукапониры на два 76-мм орудия и капониры на 4 орудия). Круговое наблюдение осуществлялось с помощью перископа, телефонная связь поддерживалась по подземным кабелям и радиостанцией. Амбразуры станковых пулемётов были оборудованы приспособлениями для герметизации. Дополнительную защиту от отравляющих веществ и пороховых газов должна была обеспечивать фильтровентиляционная система. В дотах имелись комплекты запасных частей, инструменты, запасы воды, продовольствия.
СЛАЙД 17.
Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» в окрестностях деревни Лошаны под Минском уникален тем, что все его экспонаты настоящие. На многих сохранились следы от пуль и снарядов, вмятины от осколков. И каждый экспонат можно потрогать руками! Далеко не каждый музей может этим похвастаться. И даже экскурсоводы здесь одеты в форму командиров и бойцов Красной Армии. Каждый желающий имеет возможность побывать внутри ДОТа или окопа, подержать в руках стрелковое оружие, почувствовать себя истинным защитником Отечества.
Иные чувства Вы испытаете посетив мемориальный комплекс «Красный берег».
СЛАЙД 18.
Красный Берег - поселок расположенный в Жлобинском районе гомельщины. Во времена войны фашисты насильно отнимали детей у родителей в Добрушском, Жлобинском, Рогачевском и др. районах области и отправляли в сборный пункт, где у детей проводили забор крови для раненых немецких офицеров. Также детей отправляли на каторжную работу в провинции Германии. По легенде деревню Красный берег в Гомельской области назвали из-за того, что яблони редкого сорта цвели красным цветом. Окружает весь комплекс молодой яблоневый сад… Местные краеведы рассказывают, что поэтическое название их деревни — Красный Берег — родилось от необыкновенного сада, который когда-то вырастил здесь некий ботаник Незведский. Это были красные китайские яблони. Они имели коричневые стволы, цвели красным «дымом» — и в положенный срок на них появлялись красные плоды. Ботаник тот словно чувствовал, что некогда здесь прольется много ярко-красной детской крови…
Сегодня это страшное место. Здесь находился один из 14 на территории Беларуси детских концлагерей. День открытия концентрационного лагеря неизвестен. В 1943 году этот концлагерь был официально объявлен, как донорский. На территории Красного Берега было два детских донорских накопителя — с первой группой крови, резус фактор положительный, где забирали кровь у детей полностью всю. На втором накопителе, расположенном на территории воинской части, за 7 недель дети сдавали кровь от 8 до 19 раз.
Здесь находились дети от 8 до 14 лет только славянской национальности — не только из Беларуси, но и России, Украины. Обязательно первой группы крови, резус фактор положительный. После полного забора крови дети уничтожались.
Проектированием памятника-мемориала на этом месте занимался лауреат Ленинской премии - архитектор Леонид Левин. Строительство было начато в 1994 году и закончено только в 2006-ом.
СЛАЙД 19. Открывает мемориал скульптура девочки, одиноко стоящей посреди площади. Она — это все погибшие дети этой земли...Хрупкая бронзовая девочка-подросток с поднятыми над головой скрещивающимися руками. Подчеркнуто длинные (будто недетские) пальцы широко разведены. Она как бы защищается от некоего неотвратимого ужаса, но уже осознает, что нет даже мизерной надежды на спасение, ибо она, на которой лишь простенькое платьице, уже в самой гуще беды. Это впечатление усиливает и остроскулый ее лик: голова приопущена, а глаза глядят мимо всех — в край квадрата из красного щебня, в котором стоит ребенок. Этот взгляд — как укор: вы меня не защитили, никто, ни один
СЛАЙД 20.
Центром композиции мемориального ансамбля является "Площадь Солнца". По центру площади высажен яблоневый сад, от которого в разные стороны расходятся аллеи – лучи этого солнца.
СЛАЙД 21.
Площадь Солнца. К ней ведут восемь лучей: один — черный, остальные — золотистые. Последние пронизывают путь к детским мечтам, черный же ведет в искаженную войной реальность…
СЛАЙД 22.
Один из лучей черного цвета, он проходит через пустой класс из белых парт и школьной доски. Это "луч памяти". В классе 21 парта - на 42 человека это обычное количество учеников большого класса того времени, однако уже никто и никогда не сядет за них.
СЛАЙД 23.
Парты стоят в три ряда - три года Беларусь находилась в оккупации, семь парт в ряду- семь счастливых дней, которых никогда не будет у этих детей. Не сядут те самые 1990 учеников - детей-узников концлагеря.
СЛАЙД 24.
На черной доске аккуратным детским почерком написано письмо - письмо пятнадцатилетней девочки своему отцу.
СЛАЙД 25.
С обратной стороны доски находится карта указанием мест, где находились другие лагеря смерти на территории Беларуси.
СЛАЙД 26.
На "Площади Солнца" помещены витражи с рисунками детей.
СЛАЙД 27.
В центре площади расположена детская мечта - Белый парусник. Сто семьдесят одно имя – это имена выживших и освобожденных советской армией славянских детей. Белые паруса «бумажного кораблика»: это скульптурная метафора воплощения никогда не сбывшихся мечтаний погибших детей (здесь черный луч обрывается). На парусах — отлитые в металле десятки самых распространенных славянских имен, которые были взяты из «отчетных документов» фашистских детских концлагерей. Оля, Настя, Тема, Петя, Вера, Лена, Олежка, Марина, Зоя, Аркаша, Арина, Сима, Витя. Особенно трогают такие как "Ростик", "Ярик", "Стася", "Злата"....
Это имена тех у кого отняли будущее, имена тех, кто никогда не станет прошлым, ведь у памяти нет прошлого времени, а у героизма нет срока давности.
СЛАЙД 28.
Последний пунк нашего путешествия –это мемориальный комплекс ”Прорыв” - мемориал на месте прорыва вражеской блокады 5 мая 1944 года партизанами Полоцко-Лепельской зоны в 7 километрах от г.п. Ушачи.
Открыт 30 июня 1974 года. Скульпторы - А. Аникейчик, архитекторы Ю. Градов и Л. Левин.На этом месте 16 партизанских бригад во главе с будущим Героем Советского Союза Лобанком вырвались из окружения и сражались с карательными отрядами до прихода частей Советской армии. Вместе с партизанами смогли освободиться и более 15 тысяч мирных жителей. В начале дороги, ведущей к мемориалу, справа на железобетонном подиуме размещена бронзовая рельефная плита-карта со схемой обороны партизан на 11 апреля 1944 г. и надписью: ”Партизанские соединения Полоцко-Лепельской зоны после длительных ожесточенных сражений с фашистскими карателями в мае 1944 г. у деревень Плино и Паперино совершили легендарный прорыв вражеской блокады. Их было 17195 против 60 тысяч. Мужество народа победило. Смерть стала бессмертием”. Комплекс представляет собой 11-метровую бетонную стену, расколотую на две части. В центре - бронзовая фигура партизана.
СЛАЙД 29.
Справа от скульптуры находятся 33 мемориальных плиты с именами 1450 героев, погибших в период блокады и прорыва. На верхней площадке захоронены 450 партизан из числа тех, кто погиб во время прорыва. Тут же располагается пирамида из трех карабинов и ленты с надписью: «Они пали в борьбе с врагом, выполнив свой священный долг перед Советской Родиной и историей». Забетонирован участок пути, по которому партизаны шли на прорыв, установлена бронзовая карта с рельефной схемой обороны партизанской зоны. На возвышенности посажены 16 дубов, символизирующих стойкость 16 партизанских бригад и жестокость фашистов.
Война… Как много говорит это слово. Война – страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Мы должны знать всё, чтобы беречь мирную жизнь, завоёванную ценой крови и жизни наших дедов и прадедов. Безусловно, нельзя вычеркнуть прошлое, каким бы ужасным оно не было, но нам очень хотелось, чтобы сегодня и завтра возводились памятники, отражающие лишь радостные моменты нашей жизни. А прошлое навсегда осталось прошлым, как урок которому никогда не повториться!!!
Спасибо за внимание. До новых встреч.
Заочная экскурсия «Память в камне»
Текст выступления.
СЛАЙД 1.
Здравствуйте. Я, Войткевич Ирина Леонидовна, учитель истории «Базовой школы № 10» буду вашим экскурсоводам. Туристический маршрут, который я представляю Вашему вниманию называется «Память в камне». Во время нашей экскурсии мы посетим мемориальные комплексы «Брестская крепость», «Хатынь», «Линия Сталина», «Красный берег», «Прорыв».
У настоящего без прошлого нет будущего. История создаётся деятельностью многих людей. Каждый человек – личность, наделенная способностью думать не столько о себе, сколько о благе своего Отечества, а в трудную минуту испытаний идущая на подвиг, на исторические свершения. Быть истинным патриотом Родины - значит знать свои корни, историю своего города, села, деревни. Не зная побед и достижений предков, не сможет человек по- настоящему любить и уважать своё Отечество, гордиться им. Чтобы сохранить историю своей жизни и передавать потомкам знания, люди открывают разнообразные музеи, восстанавливают и сохраняют памятники архитектуры, устанавливают скульптурные композиции в честь своих героев или памятные знаки на местах знаменательных событий.
Одна из форм увековечения памяти – мемориальные комплексы. Мемориальный комплекс — это определённая исторически и символически значимая для людей территория, c размещёнными на ней монументальными архитектурными сооружениями в виде мавзолеев, пантеонов, скульптурных групп, обелисков славы и памятниками. Мемориальный комплекс может состоять из нескольких частей – из центрального памятника - большой скульптуры стелы или обелиска, комплекса архитектурно спланированных и выделенных групп обелисков и памятников, а так же в виде отдельной территории, которая может повторять участок памятного исторического события в виде архитектурно-символических скульптурных образов (Хатынь).
Как правило, мемориальный комплекс представляет собой парковую зону со строго очерченной планировкой, включением крупных партеров и широких аллей.
СЛАЙД 2.
Начнем мы своё путешествие с посещения мемориальные комплекса «Брестская крепость».
Брестская крепость расположена у западной окраины Бреста, на границе сегодняшних Белоруссии и Польши (в 1941 году - на границе СССР и оккупированной нацистами Польши). До 1939 года она находилась на польской территории, но по соглашению с Германией вместе с прилегающими областями вошла в состав Советского Союза. Расположение самого Бреста на Днепро-Бугском водном пути в узле дорог на Москву, Варшаву, Киев и Вильнюс еще во времена Российской империи определило его стратегическое значение как опорного пограничного пункта страны. Предложение о строительстве оборонительных укреплений у слияния рек Буга и Мухавца появилось в конце XVIII века. Ход Отечественной войны 1812 года подтвердил его целесообразность, и в 1833 году был утвержден проект крепости, разработанный военными инженерами Опперманом, Малецким и Фельдманом. Крепость была торжественно заложена 1 июня 1836 года. Через шесть лет она стала действующей.
У главного входа звучат песня А. Александрова «Священная война», сообщение о вероломном нападении на нашу Родину войск немецко-фашистской Германии (читает Ю. Левитан), у Вечного огня — мелодия Р. Шумана «Грезы».
На Брест, на июньские травы
Льет солнце тепло с высоты...
Как памятник воинской славы,
Встают крепостные форты.

И память уводит сквозь годы
В далекий тревожный рассвет...
И небо, и бугские воды
В кровавый окрашены цвет.
Алесь Бачила
Эти строки белорусского поэта Алеся Бачилы, на мой взгляд, очень точно и эмоционально ярко описывают трагедию Брестской крепости. Именно она, первой приняла фашистский удар на себя. Именно её бойцы, сдерживали врага . 22 июня 1941 года гарнизон крепости одним из первых принял на себя удар немецко-фашистских захватчиков. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. Брестской крепости присвоено почетное звание «Крепость-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Мемориальный комплекс «Брестская крепость – герой» был создан в 1969-1971 гг. на территории Брестской крепости для увековечения подвига участников ее обороны.
Мемориал был торжественно открыт 25 сентября 1971 года. Скульптурно-архитектурный ансамбль включает уцелевшие здания, законсервированные руины, крепостные валы и произведения монументального искусства.
Авторский коллектив: народный художник СССР скульптор А. Кибальников (главный художественный руководитель), народный архитектор СССР В. Король, народный художник БССР скульптор А. Бембель, заслуженные архитекторы БССР В. Волчек и Г. Сысоев, скульптор В. Бобыль, архитекторы В. Занкович, Ю. Казаков, О. Стахович.
Комплекс расположен в восточной части Цитадели. Каждый композиционный элемент ансамбля несет большую смысловую нагрузку и оказывает сильное эмоциональное воздействие.
СЛАЙД 3.
Главный вход решен как проем в виде пятиконечной звезды в монолитном железобетонном массиве, опирающемся на вал и стены казематов. Сколы звезды, пересекаясь, образуют сложную динамическую форму. Стенки-пропилеи облицованы черным лабрадоритом. С внешней стороны основания укреплена доска с текстом Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года о присвоении Брестской крепости почетного Звания «Крепость-герой»
СЛАЙД 4.
От главного входа торжественная аллея ведет через мост к площади Церемониалов. Слева от моста находится скульптурная композиция «Жажда» — фигура советского воина, который, опираясь на автомат, тянется с каской к воде (рис.3). В планировочном и образном решении мемориала важная роль принадлежит площади Церемониалов, где проходят массовые торжества. К ней примыкают здание Музея обороны Брестской крепости и руины Белого дворца.
СЛАЙД 5.
Композиционным центром ансамбля является главный монумент «Мужество» — погрудная скульптура воина (выполнена из бетона, высота 33,5 м), на ее обратной стороне — рельефные композиции, рассказывающие об отдельных эпизодах героической обороны крепости: «Атака», «Партийное собрание», «Последняя граната», «Подвиг артиллеристов», «Пулеметчики».Над обширным пространством доминирует штык-обелиск (цельносварная металлоконструкция, облицованная титаном; высота 100 метров, вес 620 тонн). В 3-ярусном некрополе, композиционно связанном с монументом, захоронены останки 850 человек, на установленных здесь мемориальных плитах — имена 216-ти. Перед руинами бывшего инженерного управления в углублении, облицованном черным лабрадоритом, горит Вечный огонь Славы. Перед ним — отлитые в бронзе слова: «Стояли насмерть, слава героям!»
СЛАЙД 6.
Недалеко от Вечного огня — Мемориальная площадка городов–героев Советского Союза, открытая 9 мая 1985 года. Под гранитными плитами с изображением медали «Золотая Звезда» установлены капсулы с землей городов–героев, доставленной сюда их делегациями. На стенах казарм, руинах, кирпичах и каменных глыбах, на специальных подставках установлены мемориальные доски в виде отрывных листков календаря 1941 г., которые являются своеобразной хроникой героических событий
СЛАЙД 7.
Органично вписывается в архитектурную композицию крепости Свято-Николаевский гарнизонный храм. 22 июня — в день Памяти и Скорби, в День Победы в его стенах проходит поминальная литургия по погибшим воинам. На обзорной площадке представлено артиллерийское вооружение середины XIX века и начального периода Великой Отечественной войны. Сохранились руины казарм 333-го стрелкового полка (бывший арсенал), развалины оборонительной казармы, разрушенное здание клуба 84-го стрелкового полка. Вдоль главной аллеи — 2 пороховых погреба, в крепостных валах — казематы, помещение полевого хлебозавода. По дороге к Северным воротам выделяются Восточный форт, развалины санчасти…
Трагедию утраты нельзя выразить словами, любые из них ничтожно малы, но очень хочется поблагодарить тех, кому мы обязаны жизнью:
СЛАЙД 8.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ, ПАВШИМ В БОЯХ ЗА НАШУ РОДИНУ! НИЗКИЙ ПОКЛОН И БЕСКОНЕЧНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ВАМ, ВЕТЕРАНЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ, РЯДОВЫЕ И ОФИЦЕРЫ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!
СЛАЙД 9.
НИЗКИЙ ПОКЛОН ТЕМ, ЧЬИ ЖИЗНИ УНЕСЛА ВОЙНА!!!
ТИШИНА такая страшная тишина!!! Тишина, которая рвет душу на части, тишина от которой хочется кричать и бежать не чуя под собой ног…Только звон колоколов режет её на части, будоражит память и рисует страшные картины прошлого.
22 марта 1943 года в деревню Хатынь вошёл 118-ый батальон охранной полиции (Schutzpolizei), который был переброшен в Белоруссию в июле 1943 года, и окружил её. Батальон был сформирован в июне 1942 года в районе Киева главным образом из бывших военнослужащих Красной Армии, попавших в Киевский котел. Операция проводилась под руководством специального соединения СС Дирлевангер (нем. "SS-Sonderregiment Dirlewanger"). После войны за участие в этой карательной операции был осуждён бывший старший лейтенант Красной Армии, а на момент операции начальник штаба 118-го охранного батальона Григорий Васюра; командир взвода этого же батальона бывший кадровый лейтенант Красной Армии Василий Мелешко был приговорён к расстрелу. Приговор приведён в исполнение в 1975 году. Последнее, что слышали сжигаемые белорусы, был русский мат.
Жители деревни ничего не знали о том, что утром того же дня в 6 км от Хатыни партизаны устроили засаду и уничтожили штабную немецкую автомашину вместе с одним из офицеров размещённого в Плещеницах 118-го охранного полицейского батальона вермахта — гауптманом Гансом Вёльке. В ответ был применен принцип общего коллективного наказания, нарушающий все правила и обычаи ведения войны. Всё население Хатыни — взрослые, старики, дети — были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни были многодетные семьи — так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких — семеро. В сарае заперли также Антона Кункевича из деревни Юрковичи и Кристину Слонскую из деревни Камено, которые оказались в это время в Хатыни.
Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью.
Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.
Мемориал "Хатынь" — дань памяти около 3 млн. белорусов, погибших во время Великой Отечественной войны. Он расположен в 54 км на северо-восток от Минска в Логойском районе Минской области. Хатынь стала символом массового уничтожения мирного населения, осуществлявшегося нацистами и коллаборационистами на оккупированной территории СССР.
Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс занимает площадь около 50 га. В центре композиции мемориала находится шестиметровая бронзовая скульптура «Непокорённый человек» с мёртвым ребенком на руках . Рядом сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены жители деревни. На братской могиле из белого мрамора — Венец памяти. На нём — наказ погибших живым:
«Люди добрые, помните:
любили мы жизнь, и Родину нашу, и Вас, дорогие.
Мы сгорели живыми в огне.
Наша просьба ко всем:
пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу,
чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле.
Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала! »
На обратной стороне Венца памяти — ответ живых погибшим:
«Родные вы наши.
Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами. Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей Советской вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею!»
СЛАЙД 10.
Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли дома, поставлено 26 символических бетонных нижних венцов срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы, опалённые огнём. Перед каждым из сожжённых домов установлена открытая калитка, как символ гостеприимства жителей деревни. На трубах-обелисках — бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. Сверху каждого обелиска — печально звенящий&a

Эта работа участвует в конкурсе «Лучшая учебная презентация»
Ниже можно скачать сертификат участника.
Раздел: Конкурсные работы. «Лучшая учебная презентации»
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать презентацию
Автор:
ГУО"Базовая школа 10 г.Новололоцк",учитель истории
Размер файлов: 5.38 MB
Дата публикации: 19.10.2020
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Войткевич И. Л. Память в камне. Памятники и мемориальные комплексы жертвам фашизма на территории Республики Беларусь // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/pres19/k/file/35764-pamyat-v-kamne-pamyatniki-i-memorialnye-kompleksy-zhertvam-fashizma-na-territorii-respubliki-belarus (дата обращения: 20.04.2024)
Скачать сертификат конкурса «Лучшая учебная презентация»
  Скачать сертификат о публикации— как получить такой сертификат