Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

презентация Обобщение по теме "Причастие"

Урок-обобщение по теме "Причастие" (7-й класс)
Цели урока:
1. Диагностика усвоения темы «Причастие».
2. Орфографический и синтаксический повтор.
Задачи:
• Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.
• Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.
• Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.
Оборудование: экран, компьютер, диапроектор, презентация.
Ход урока
1. Орг. момент.
Начнем урок с загадки.
Слайд №1 загадка

– О чем эта загадка? (О причастии.) Значит, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал.
Запишите число, тему урока: «Обобщение по теме: «Причастие».
Слайд №2 тема
– Сформулируйте цель нашего урока. (…)
Итак, цель нашего урока повторить теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в причастиях, пунктуацию при причастном обороте.
У вас на столах лежат оценочные листы. По мере выполнения заданий вы будете сами оценивать свою работу по 5-балльной системе, в конце урока вы сдадите эти листы мне, я тоже поставлю вам свою отметку. Начнём с орфоэпической разминки.
Кто скажет, что изучает орфоэпия?

Слайд №3 орфоэп. диктант
2. В орфоэпической разминке мы обратимся к правильному произношению причастий, которые написаны на слайде. Прочитайте данные слова, правильно поставив в них ударение. Работа у нас устная.
Проверка: просящий загнутый сервированный понявший согнутый взята налитый начата
Отметьте в своём оценочном листе, как вы справились с работой, поставьте себе отметку.
– Что означает слово сервированный? От какого глагола образовалось это причастие? (Сервировать.)
СЕРВИРОВА́ТЬ, -ру́ю, -ру́ешь; прич. страд. прош. сервиро́ванный, -ван, -а, -о; сов. и несов., перех. Накрыть (накрывать) (стол) для обеда, ужина и т. п., расставив в определенном порядке посуду. На аллее под старым тополем стол, сервированный для чая. Чехов, Дядя Ваня. Стол сервирован с изяществом: фарфор, серебро, в старинных батенинских вазах букеты свежих росистых цветов. Шишков, Угрюм-река. || Приготовить (приготовлять), подать (подавать) на стол (обед, ужин и т. п.). Тем временем в столовой нам сервировали завтрак. Морозов, Повести моей жизни. Вечером во дворце был сервирован обед на сто кувертов. Шолохов, Тихий Дон.
[От франц. servir]
Слайд №4 сервировать
Думаю, что эти причастия вы запомните и будете правильно произносить.
– И все же, почему эти слова мы называем причастиями? Что такое причастие? (Это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?)
Как мы отличим причастие от прилагательного?

3. Веришь или не веришь?
Следующее упражнение поможет проверить, как вы усвоили теоретические сведения о причастии.
Ваша задача – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе.
1– Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи?
2– Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?
3– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?
4– Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?
5– Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?
6– Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?
7– Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?
8– Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?
9– Верите ли вы, что причастия с НЕ всегда пишутся раздельно?
10– Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?
Проверьте по ключу, оцените свою работу в оценочном листе.
Ключ: 1-да 2-да 3-нет 4-да 5-нет 6-нет 7-нет 8-да 9-нет 10-..

Слайд №5 ключи
Обратите внимание, что я не даю готовый ответ на последний вопрос. Это можете определить только вы сами. Докажите свою точку зрения.

4. Следующий вид – работа с текстом. На доске записаны предложения. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

Слайд №6 предложения
Проговорите устно.
Проверьте (по щелчку – текст на слайде)
- Запишите текст в тетради.
– Определите тип речи этого текста. (Описание.)
– Выполните синтаксический разбор второго предложения.
– Выделите графически причастные обороты в предложениях.
– В каком предложении нужен знак препинания? Почему?
– Оцените свой труд в оценочном листе.

5. Работа с суффиксами причастий
Давайте вспомним, какие причастия действительные, а какие страдательные. С помощью каких суффиксов они образуются? Объясните их правописание.

Слайд №7 действ. и страдат. прич.

Задание: у вас на столах лежат таблички, надо записать только суффиксы причастий, правильно выбрав гласную.
Читаю слова:
1) скачущий, 2) видимый, 3) чертящий, 4) стелющий, 5) подгоняемый, 6) лечащий,
7) клеящий, 8) освещаемый, 9) сеющий, 10) пишущий, 11) колющийся, 12) слышимый.
Взаимопроверка. (Учащиеся меняются перфопапками, проверяют).
А теперь проверьте по таблице. Оцените свою работу

Слайд №8 ключи
-ущ- -им- -ящ-
-ющ- -ем- -ащ-
-ящ- -ем- -ющ-
-ущ- -ющ- -им-

6. А теперь – ОРФОГРАФИЯ ПРИЧАСТИЯ.
СЛЕПАЯ СХЕМА
Определите, какое правило зашифровано в схеме. Расскажите правило.
Слайд №9 слепая схема
- Запишите предложения, раскрывая скобки.
Давайте проверим, как вы выполнили это задание.
Оцените свою работу.

7. ИГРА «УГАДАЙ ПРИЧАСТИЕ»
1. Корень у этого слова такой же, как у слова выстилать.
2. Приставка – как у слова улетевший.
3. Суффиксов два: как у глагола награждать и как у слова бывший.
4. Это причастие стоит в форме ед. числа, родит. падежа, женского рода. (устилавшей).
Проверьте.
Слайд №10 угадай причастие
Оцените себя

8. Морфологический разбор
Составьте предложение с причастным оборотом «пролетевший по небу». Запишите его и выполните морфологический разбор этого причастия.
Слайд №11 проверьте

Наш урок подходит к концу. Давайте

9. Подведем итоги урока, создавая рассказ на лингвистическую тему.
Текст с пропусками слов перед вами. Запишите пропущенные слова, чтобы у вас получился текст об особенностях причастия.

ПРИЧАСТИЕ
Причастие – это ............................... , которая совмещает в себе признаки ..................... (время, вид) и признаки ............................ (изменяется по родам, числам и падежам).
Причастия образуются от .............................. с помощью специальных суффиксов: .................................................................. .
Причастия в предложении обычно бывают ................................................... и отвечают на вопросы: ................................................................................................
При них часто находятся зависимые слова и образуют ..................................................................., который может находиться как перед определяемым..........................., так и после него.
Если причастный оборот стоит перед.................................., то он .............................................. запятой, если же он стоит после ....................................... слова, то он всегда выделяется запятыми.
Причастия могут быть страдательными и ..........................................................
Действительные причастия имеют полную и .......................................формы.
Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли.............................. и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО. В суффиксах кратких причастий пишется .......... буква Н.

Прочитайте, что у вас получилось.
Проверьте и оцените себя.
Слайд №12 текст Причастие

Это было последнее задание на сегодня. Помог ли наш урок вспомнить и запомнить особенности причастия?
Это поможет вам подготовиться к контрольной работе, которая будет на следующем уроке.
10. Домашнее задание.
Слайд №13

11. Выставление оценок по оценочным листам.
Посмотрите на ваши оценочные листы. Какую итоговую отметку вы сегодня поставите сами себе за работу на уроке?
Сдайте мне ваши оценочные листы. В них и я поставлю вам оценки.
12.Рефлексия
Ответьте на вопросы о нашем сегодняшнем уроке. (на листах самооценки)

 

Эта работа участвует в конкурсе «Лучшая учебная презентация»
Ниже можно скачать сертификат участника.
Раздел: Конкурсные работы. «Лучшая учебная презентации»
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать презентацию
Автор:
учитель русского языка и литературы МБОУ "Хлебниковская средняя общеобразовательная школа"
Размер файлов: 711.45 kB
Дата публикации: 18.10.2020
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Вершинина Т. Л. Обобщение по теме "Причастие" // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/pres19/k/file/35756-obobshchenie-po-teme-prichastie (дата обращения: 20.10.2020)
Скачать сертификат конкурса «Лучшая учебная презентация»
  Скачать сертификат о публикации— как получить такой сертификат