Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

презентация Развитие исследовательского поведения у младших школьников

Разработан тест

Слайд №1 (тема выступления)
Слайд №2 (эпиграф)
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость
Слайд №3 (исследования учёных)
Как показали исследования ученых, человек запоминает
Слайд №3 -1 только 10% того, что он читает,
Слайд №3 -2 20% того, что слышит,
Слайд №3 -3 30% того, что видит;
Слайд №4 (исследования учёных)
Слайд №4-1 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
Слайд №4-2 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
Слайд №4 -3 И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Слайд №5 (ФГОС)
Требования к результату образования, сформулированы в ФГОС второго поколения.
ФГОС направлен на развитие у учащихся самостоятельной мыслительной деятельности, творческой инициативы, самовыражения. Таким образом, приоритетной целью становится развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию.
Для начальной школы приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании.
Слайд №6 (исследовательское поведение)
Одним из наиболее эффективных средств достижения обозначенного результата, является воспитание исследовательского поведения, в основе которого лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.
Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Если раньше исследовательской деятельностью с учащимися занимались учителя, которые сами были вовлечены, то сейчас придётся заниматься всем без исключения.
К организации исследовательской деятельности с детьми начальной школы нужен особый подход. Учителю нужно начать с себя, самому перестроится. На первых порах придется взять на себя большую часть работы. Но не надо бояться трудностей, и работа станет интереснее. Помнить, что дети должны идти «рядом», а не «позади», ищите истину вместе с ними.
Слайд №7 (Компетентности педагога-исследователя)
Педагог должен обладать определенными компетентностями:
Слайд №7 -1
Педагог должен сам быть творческой личностью;
Слайд №7 -2
Педагог должен постоянно заниматься самообразованием;
Слайд №7-3
Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности;
Слайд №7 -4
уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося;
Слайд №7 -5
уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области.
Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.
Многих педагогов мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.
Слайд №8 (Навыки и умения)
Каковы же навыки и умения, необходимые в решении исследовательских задач. К ним мы относим:
умение задавать вопросы;
умение классифицировать;
умение видеть проблемы;
умение наблюдать;
умение выдвигать гипотезы;
умение давать определение понятиям;
умение проводить эксперименты;
умение делать выводы и умозаключения;
умение структурировать материал;
умение структурировать материал;
Одним из действенных и наиболее близких направлений является деятельность по развитию мышления ребенка. Необходимо проводить определённые упражнения, уже начиная с первых уроков в первом классе. Мы о них все знаем и проводим, но не все осознают, что именно эти упражнения, проводимые систематически, и есть развитие исследовательского поведения.
В системе развивающего обучения «Школа 2100» придается большое значение формированию у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере.
Остановлюсь на некоторых из них:
Слайд №9 (умение задавать вопросы)
1) Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве.
Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения: задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке
Слайд №10
Также детей необходимо учить классифицировать. Например, предлагается детям популярное задание «Четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д.
Слайд №11
Умение видеть проблемы - свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.
Вот некоторые из таких упражнений: "Посмотрите на мир другими глазами"; "Составьте рассказ от имени другого человека";
Слайд №12
С умением видеть проблемы тесно связано умение наблюдать. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: "Парные картинки, содержащие различия"; "Найди два одинаковых квадрата" и др.
Слайд №13

5) Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение: "Выдвинете гипотезу (предположения), как птицы узнают дорогу на юг?"
- давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему
многие дети любят компьютерные игры и т. д.;
Слайд №14
Для того чтобы учиться определить понятие, используются
простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием
этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками различение
(например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение. Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.
Слайд №15
Эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с
реальными предметами и их свойствами.
Слайд №16 -1
Важным средством мышления является вывод, или умозаключение. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, на что похожи: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили; новые кроссовки.
Слайд №16 -2, 3
Ребята учатся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения. Эти и другие виды заданий позволяют сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта.
В первом классе трудно приступать к исследовательской деятельности. Но вполне возможно. Первоклассники часто задают вопросы по поводу встречающихся непонятных по значению слов.
Слайд №17
Использую приём «Попробуй узнать сам», понадобятся карточки с символическими изображениями методов исследования: т. е. спросить дома, в библиотеке, а затем рассказать в классе.
Как известно, в первом классе учитель проводит много различных физкультминуток. У ученика возник вопрос: «Для чего на уроке нужно проводить физкультминутки?» Я объяснила. Но ребёнок не поверил, решил проверить. Было предложено изучить влияние физкультминуток на умственную деятельность и работоспособность школьника. Работа проводилась под руководством учителя. С помощью теста Бурдона, анкетирования, изучения медицинских карточек учащихся, мы пришли к выводу, что физкультминутка на уроке делает учащихся жизнерадостными, активными, любознательными, процесс усвоения знаний – лёгким и радостным.
Слайд №18
Так появилась исследовательская работа: «Мы устали не на шутку – встали на физкультминутку!»
В этом году на классном часе говоря о воде, один ученик сказал, что воду из крана пить нежелательно, нужно употреблять воду очищенную бытовым фильтром. Другой ученик спросил: «Почему?» Было дано задание: всем учащимся спросить у родителей или прочить. У Ильи мама биолог. Предложила исследовать качества воды.
Слайд №19
Так появилась другая исследовательская работа: «Вода в нашем доме»
Тему классных часов дети мне предлагают сами. Например, интересно было узнать о кошках.
Слайд №20
Валера провел своё маленькое наблюдение за своим любимцем, родители помогли сделать презентацию, получился мини- проект.
Слайд №21
Илья работал с энциклопедией, вместе с мамой искали материал в интернете. У него получилось своё небольшое исследование.
И ещё много можно говорить об исследованиях и наблюдениях, которые ребята проводят. Им нравиться работать на компьютере, многие уже знают как сделать презентацию. Это увлекает их, и заставляет не сидеть в «тени» других.
Я всегда помню: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.
Слайд №22
В конце своего выступления, мне хотелось бы рассказать вот о чём: «Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: "Как делаются открытия?" Эйнштейн ответил: "А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие". Конечно, это была лишь шутка. Но, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Ведь дело не в том, чтобы "не знать". Знать надо! А дело в том, чтобы "сомневаться", не брать на веру все, чему учили.
Слайд №23
И хотелось бы пожелать всем присутствующим педагогам, чтобы в классе у вас было побольше учеников, которые бы всё знали чему вы их учите, но сомневались в сказанном и делали открытия не только для себя, но и для вас.
Слайд №24
Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!

Эта работа участвует в конкурсе «Лучшая учебная презентация»
Ниже можно скачать сертификат участника.
Раздел: Конкурсные работы. «Лучшая учебная презентации»
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать презентацию
Автор:
учитель начальных классов
Размер файлов: 6.92 MB
Дата публикации: 22.04.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Чуть С. Ю. Развитие исследовательского поведения у младших школьников // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/pres19/k/file/29988-razvitie-issledovatelskogo-povedeniya-u-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 26.04.2024)
Скачать сертификат конкурса «Лучшая учебная презентация»
  Скачать сертификат о публикации— как получить такой сертификат