презентация Мониторинг включения ребенка с ОВЗ в учебный процесс в ситуации интеграции
Рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья сопровождается поиском путей решения проблем этой группы населения, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации обществе, обучения в классе, воспитания в группе общеобразовательных организаций.
И наш комплекс не стал исключением. В ГБОУ Школа № 1391 на данный момент времени воспитываются и обучаются 56 детей, имеющих статус ОВЗ.
Основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих документах:
• ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон).
• Приказ №1598 от 19 декабря 2014 года "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ"
• Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. №26 «Об Утверждении СапПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее — СанПиН) (Вводится в действие с 01.09.2016 г.).
Чтобы ребенок с ОВЗ мог полноценно обучаться образовательном учреждении применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей, созданы специальные условия обучения (ст. 79 За кона).
Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:
• использование специальных образовательных программ, методов обучения;
• использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
• предоставление услуг ассистента/тьютера;
• проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
• обеспечение доступа в здание образовательной организации;
• использование дистанционных образовательных технологий;
• предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.
В нашем комплексе работает психолого-педагогический консилиум (ППк), деятельность которого направленна на соблюдение и обеспечение эффективного освоения адаптированных образовательных программ детьми с ОВЗ.
Под руководством ГППЦ ДО г. Москвы специалистами психолого-педагогического консилиума с сентября по декабрь 2016-2017 учебного года был проведен мониторинг включения ребенка с ОВЗ в учебный процесс в ситуации интеграции. В нем приняли участие 39 воспитанников/обучающихся и 33 педагога дошкольных/школьных отделений. Экспертами мониторинга выступили специалисты ППк.
Цели и значение мониторинга:
• отслеживание процесса создания условий для обучения и воспитания школьников и дошкольников с ОВЗ (безбарьерная среда) в общеобразовательной организации;
• анализ качества подготовки педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ;
• анализ системы мер, направленных на подготовку детского коллектива к принятию детей с ОВЗ;
• анализ освоения детьми с ОВЗ адаптированных образовательных программ;
• помощь в создании позитивного толерантного отношения к ребенку с ОВЗ;
• определение необходимости развития социального партнерства для обеспечения более эффективного функционирования системы инклюзивного образования.
Мониторинг включал в себя 4 направления оценивания деятельности педагогов для успешного освоения адаптированной образовательной программы (АОП) детьми с ОВЗ.
1 направление - использование дидактических материалов (использование динамических материалов, стендового материала, ИКТ технологий).
Критерии оценки:
• Использование динамических материалов.
• Использование стендового материала, ИКТ технологий.
• Использование справочного материала.
• Использование карточек.
• Систематичность использования дидактических материалов.
2 направление - применение приемов индивидуального обучения.
Критерии оценки:
• Индивидуальное объяснение ребенку с ОВЗ, при занятости всех учащихся класса.
• Подготовленность индивидуальных тренажеров.
• Периодический опрос учащихся, нуждающихся в индивидуальной поддержке.
• Педагогическая поддержка и такт.
• Работа с учебником, как с источником информации.
• Работа с дополнительными источниками информации (дополнительная литература, специально подготовленные буклеты, сборники задач).
3 направление - использование приемов, направленных на социализацию учащихся (интеграцию воспитанников/обучающихся с ОВЗ).
Критерии оценки:
• Создание ситуации, направленной на обращение ученика к другому ученику или одной группы учащихся к другой группе.
• Создание ситуации выбора группы.
4 направление - применение приемов не приводящих к перегрузке.
Критерии оценки:
• Применение здоровьесберегающих технологий.
• Естественное и оптимальное сочетание различных видов деятельности.
• Индивидуальная помощь и поддержка.
• Проведение динамических пауз.
• Подготовленность кабинета (проветриваемость, чистота, освещение).
При проведении мониторинга учитывались особенности познавательной деятельности категории детей с ОВЗ.
Особенности развития детей с ОВЗ:
Восприятие низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
Мышление наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
Речь имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
Эмоционально-волевая сфера Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
Особенности личности Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны
Исходя из особенностей развития детей с ОВЗ, можно сделать вывод, что восприятие, переработка и анализ информации из вне такими детьми имеют особенности, протекают медленно, понимание инструкции педагога затруднено. Выполнение заданий, усвоение знаний, т.е. освоение АОП обучающимися и воспитанниками с ОВЗ требует приложения педагогами дополнительных усилий, специальных индивидуализированных приемов, методов и средств для успешного обучения и воспитания детей данной категории.
Принимая во внимание эти факторы развития детей с ОВЗ и знания о репрезентативных системах восприятия информации человеком, можно сказать, что (как показал мониторинг) педагоги нашего комплекса при подаче учебного материала, проведении занятий, крайне редко прибегают к активизации всех репрезентативных систем восприятия и понимания информации детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников, чаще подают информацию классическим способом.
Использование педагогами ДО (в сравнении с педагогами ШО) ГБОУ Школа №1391 приемов, позволяющих активизировать репрезентативные системы организма человека выражено в следующем процентном отношении.
Педагоги ШО:
76% педагогов используют приемы, направленные на активизацию аудиальной системы восприятия (слух ухо),
19% педагогов используют приемы, направленные на активизацию визуальной системы восприятия (зрение, глаз),
5% педагогов используют приемы, направленные на активизацию кинестетической системы восприятия (ощущения, кожа).
Педагоги ДО:
41% педагогов используют приемы, направленные на активизацию аудиальной системы восприятия (слух ухо),
37% педагогов используют приемы, направленные на активизацию визуальной системы восприятия (зрение, глаз),
22% педагогов используют приемы, направленные на активизацию кинестетической системы восприятия (ощущения, кожа).
Применение методов вовлечения всех репрезентативных систем в процесс восприятия информации из внешнего мира значительно увеличивает эффективность усвоения знаний ребенком с ОВЗ, тем самым облегчает работу и педагогам и детям.
По итогам мониторинга можно резюмировать следующее:
• на всех воспитанников/обучающихся нашего комплекса педагогическим составом составлены ИОП, ИОМ, но не все педагоги работают по ИОП (в ДО 95 % педагогов работают по ИОП);
• не все педагоги используют достаточное (необходимое) количество дидактических материалов при проведении занятий/уроков
педагогов (в ДО 21 % педагогов используют необходимое количество дидактических материалов)
• использование приемов, направленных на социализацию учащихся (интеграцию воспитанников/обучающихся с ОВЗ в группу/класс), приемов индивидуального обучения, приемов, не приводящих к перегрузке, вызывает у педагогов наибольшие трудности.
(в ДО 46% педагогов применяют методы не приводящие к перенагрузке).
Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе, группе детского сада — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к обучающимся и воспитанникам с ОВЗ. Школа и детский сад, должны стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности.
- Машинист Локомотива
- Вологодчина против насилия
- Логопедическое занятие. Звук и буква Ф
- Условия, порядок помещения и нахождения лиц в учреждениях социального обслуживания
- Мониторинг подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ
- Менің ана тілім
- Прогноз объема продаж и бюджет продаж
- ДОТ - ДИСТАНЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
- Содержание и формы работы воспитателей группы продленного дня в условиях реализации ФГОС
- Календарь знаменательных дат 2017
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Бражникова Е. А. Мониторинг включения ребенка с ОВЗ в учебный процесс в ситуации интеграции // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/other/varia/file/19534-monitoring-vklyucheniya-rebenka-s-ovz-v-uchebnyj-protsess-v-situatsii-integratsii (дата обращения: 14.11.2024)