презентация Лексико-грамматические задания на уроках русского языка как средства коррекции нарушения письма у младших школьников во 2 классе
Работая в школе для детей с нарушениями речи, учителю начальных классов необходимо знать нарушения речи у учащихся своего класса и уметь вовремя оказать помощь детям совместно с учителем –логопедом. Знание учителем начальных классов характеристик речевых нарушений дает возможность эффективно в процессе обучения корригировать речь детей, подбирать необходимый материал так, чтобы ученик чувствовал себя уверенно при устных ответах, при выполнении письменных заданий.
Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. Оно тесно связано с устной речью, степенью ее развития и основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.
Письмо является важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. К сожалению, есть дети, и их количество в последнее время неуклонно растет, которые допускают множество специфических ошибок при письме. Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими правилами. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью. Да, эти дети зачастую рассеяны, нестарательны. Но основная причина плохой успеваемости в недоразвитии тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.
Письмо начинается с мотива, побуждения, программирования – этот уровень, как и контроль, обеспечивается лобными долями головного мозга. Вся информация удерживается в памяти с помощью деятельности целостной системы головного мозга.
Р.Е. Левина отмечала, что весь путь овладения речью формирует у младшего школьника определенный опыт аналитико-синтетической деятельности как в звуковой сфере, так и в сфере морфологических обобщений, которые составляют важнейшее условие готовности ребенка к усвоению грамматики письма. Признание того, что нарушения письма
вторичны по отношению к расстройствам устной речи, позволило связать специфические проявления трудностей освоения письма в основном с несформированностью фонологического уровня языка и нарушением фонетического принципа русского письма. При этом у учащихся младшего школьного возраста с нарушением письма отмечалось наличие более или менее глубоких отклонений в анализаторной деятельности (главным образом речедвигательной или речеслуховой), вследствие чего школьники с трудом овладевали звуковым анализом в период первоначального обучения в школе.
Письменная речь включает в себя операциональную базу, устно-речевую базу и функциональную базу, а готовность к овладению самостоятельной письменной речью, соответственно, определяется достаточным уровнем сформированности всех составляющих ее компонентов.
Состояние слуха, зрения, а также таких психические функции как память, внимание, эмоционально-волевая сфера и уровень их развития влияют на процесс формирования письменной речи. При нарушениях данных функций у детей возникают трудности овладения письменной речью, характеризующиеся наличием стойких специфических ошибок — дисграфии.
На сегодняшний день показатели нарушения навыков чтения и письменной речи остаются высокими, и это говорит об актуальности изучения процесса формирования и развития письменной речи у детей младшего школьного возраста.
Проблема нарушений письменной речи у школьников является одной из самых актуальных для школьного обучения. Около 40 % детей от общего количества учащихся начальных классов имеют тот или иной вид нарушения письменной речи (дисграфии). Поэтому проблема оказания помощи детям с нарушениями письма остаётся остроактуальной. В данной связи, цель настоящей статьи заключается в комплексном анализе основных нарушений письменной речи у младших школьников.
Итак, процесс освоения письменной речью находится в тесном взаимодействии со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Отсюда следует, что причиной дисграфии могут быть те же функциональные и органические нарушения, которые вызывают нарушения устной речи.
Также в развитии дисграфии можно отметить социально-психологические факторы, такие как дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение грамоте при отсутствии у ребенка психологической готовности, которые способствую возникновению нарушений освоения письменной речи.
Залог успешного овладения письмом заключается в достаточно высоком уровне развития устной речи. Но стоит отметить, что в отличие от устной речи, письменная может развиваться лишь при условии систематичного и целенаправленного обучения.
Письменная речь является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальных, так и невербальных форм. А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова указывают на то, что, его расстройство носит системный характер, то есть письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс.
Исследования Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Р.И. Лалаевой и др. показали, что около 25% учащихся массовой школы страдают нарушениями письма при обучении в начальных классах.
- Контрольная работа по татарскому языку
- Заглавная буква в географических названиях
- Проверка слов с двумя безударными гласными
- Звездное небо осенью
- Информатика 2 класс
- Реализация программы "Родной русский язык" 2 класс
- АБВГДейка
- Мой дед уходил на войну
- Юные друзья природы
- Правила поведения на перемене
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Зырянова А. М. Лексико-грамматические задания на уроках русского языка как средства коррекции нарушения письма у младших школьников во 2 классе // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/nachalnaya-shkola/2-klass/file/48802-leksiko-grammaticheskie-zadaniya-na-urokakh-russkogo-yazyka-kak-sredstva-korrektsii-narusheniya-pisma-u-mladshikh-shkolnikov-vo-2-klasse (дата обращения: 21.11.2024)