Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Использование наглядных средств обучения при коррекции речевых нарушений

Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами:  Д.Б.Элькониным,  Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым. Заключался  он в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения.

К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б.Элькониным и Л.Е.Жмуровой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова, Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

 Моделирование состоит из следующих этапов:

  • усвоение и анализ сенсорного материала;
  • перевод его на знаково-символический язык;
  • работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности  с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

  • знакомство с графическим способом представления информации;
  • развитие умения дешифровки модели;
  • формирование навыка самостоятельного моделирования.

Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на одготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования.

Метод наглядного моделирования в коррекции ФФНР направлен на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития:

  • фонетическую;
  • лексическую;
  • грамматическую;
  • nразвитие связной речи.

Первые модели, с которыми сталкиваются дети в процессе формирования и коррекции произносительной стороны речи, это модели таких понятий, как звук, слог, слово, предложение. Для их обозначения используются геометрические фигуры.

Одним из самых сложных заданий для детей с ФФНР является составление предложений. Как показывает практика, дошкольники успешнее осваивают этот навык, если в коррекционной работе используются различные модели. Простая схема, состоящая из двух предметных картинок и стрелки, во-первых, заменяющая слово-действие, а во-вторых, указывающая на объектно-субъектные отношения во фразе, позволяет смоделировать много различных предложений.

Моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:

  • при пересказе, составлении рассказов по картине и серии картин, в описательном и творческом рассказе;
  • при пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом. Они и являются зрительным планом, направляют процесс высказывания. Например, так может быть представлен графический план сказки «Колобок».
Раздел: Учебные материалы для детского сада
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать материал
Автор:
учитель-логопед МБДОУ "ЦРР-детский сад № 2 "Сандаара" с.Аппаны МО "Намский улус" Республика Саха (Якутия)
Размер файлов: 8.30 MB
Дата публикации: 31.03.2015
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Эверстова А. В. Использование наглядных средств обучения при коррекции речевых нарушений // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/detsad/raznoe/file/8001-ispolzovanie-naglyadnykh-sredstv-obucheniya-pri-korrektsii-rechevykh-narushenij (дата обращения: 23.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации— как получить такой сертификат