Использование наглядных средств обучения при коррекции речевых нарушений
Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами: Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым. Заключался он в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения.
К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б.Элькониным и Л.Е.Жмуровой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова, Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Моделирование состоит из следующих этапов:
- усвоение и анализ сенсорного материала;
- перевод его на знаково-символический язык;
- работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.
При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
- знакомство с графическим способом представления информации;
- развитие умения дешифровки модели;
- формирование навыка самостоятельного моделирования.
Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на одготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования.
Метод наглядного моделирования в коррекции ФФНР направлен на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития:
- фонетическую;
- лексическую;
- грамматическую;
- nразвитие связной речи.
Первые модели, с которыми сталкиваются дети в процессе формирования и коррекции произносительной стороны речи, это модели таких понятий, как звук, слог, слово, предложение. Для их обозначения используются геометрические фигуры.
Одним из самых сложных заданий для детей с ФФНР является составление предложений. Как показывает практика, дошкольники успешнее осваивают этот навык, если в коррекционной работе используются различные модели. Простая схема, состоящая из двух предметных картинок и стрелки, во-первых, заменяющая слово-действие, а во-вторых, указывающая на объектно-субъектные отношения во фразе, позволяет смоделировать много различных предложений.
Моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:
- при пересказе, составлении рассказов по картине и серии картин, в описательном и творческом рассказе;
- при пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом. Они и являются зрительным планом, направляют процесс высказывания. Например, так может быть представлен графический план сказки «Колобок».
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности через экспериментирование
- ПАМЯТКА «Роль игры в жизни дошкольника»
- Сборник малых жанров
- Сюжетно-ролевая игра "Магазин игрушек"
- Учимся читать
- Методика литературного развития дошкольников
- Игра в оркестре как форма развития музыкальной деятельности дошкольников
- Документы, отражающие стратегию в организации обучения ребенка с ОВЗ
- Развиваем интелект
- Общее и особенное в семейном и общественном воспитании
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Эверстова А. В. Использование наглядных средств обучения при коррекции речевых нарушений // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/detsad/raznoe/file/8001-ispolzovanie-naglyadnykh-sredstv-obucheniya-pri-korrektsii-rechevykh-narushenij (дата обращения: 23.11.2024)