Лэпбук как инновационная технология развития детей дошкольного возраста
В связи с модернизацией дошкольного образования, в условиях постоянно повышающихся требований к воспитательно -образовательному процессу, появилась необходимость применения инновационных методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата и динамических изменений в личностном развитии ребенка.
Сегодня я хочу рассказать о новой технологии в работе с дошкольниками –использовании интерактивной папки лэпбук! Использование в своей работе я начала сравнительно недавно. Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети, его можно использовать как в детском саду, так и дома. К тому же, если делают лэпбук родители не для детского сада, а для одного ребенка, появляется возможность ориентироваться именно на него: какие темы нуждаются в изучении или что интересует конкретного ребенка. Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской познавательной деятельности.
Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками – 5 лет.
Актуальность данной темы в том, что лэпбук имеет ряд преимуществ: среди других наглядных средств обучения- это отличный способ закрепления и повторения материалов изучаемой темы Наверное, правильнее даже дать определение лэпбуку не как средству обучения, а как особой форме организации изучаемого материала.
Впервые создавать лэпбуки начали американцы. В Америке широкое распространение лэпбуки получили за счет домашнего образования (homeschooling). Лэпбук при таком обучении является финальным этапом изучения определенной темы. То есть, ученик (заметьте, школьного возраста, изучив тему, оформляет полученные знания в виде лэпбука, куда вмещает все, что он смог узнать.
Научной литературы по технологии «лепбук» на данный момент нет. Авторы передового опыта дают разное толкование данной технологии: одни относят ее к игровой, другие к проектной, третьи – к исследовательской технологии. По всей видимости, это определяется от ведущей задачи работы с использованием лэпбука. И все- таки, было бы правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации познавательного материала.
Татьяна Пироженко, автор адаптированной технологии лепбук в нашей стране, дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.»
Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Он интересен и полезен и тем, что его можно делать совместно с детьми.
Значение Лэпбука для ребенка:
- он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
- это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
- ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
- составление лэпбука способствует развитию познавательной активности детей, т.к. ребенок имеет возможность самостоятельно решать поставленную перед ним проблему. Например: выбрать из предложенных признаков только характерные для данного времени года; среди картинок, изображающих птиц, выбрать только перелетных и т.д
Значение лэпбука для педагога следующее:
-способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;
-способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
В результате изготовления лепбука, у детей развиваются универсальные культурные умения, такие как:
-планировать предстоящую деятельность
-договариваться со сверстниками
-распределять обязанности
-искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы
-принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения
-используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности; лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально(в том числе с участием взрослого как играющего партнера); способствует развитию творчества, воображения
вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей; в лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части;
доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности; лэпбук обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;
насыщенность - среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой); обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.
Лэпбук соответствует самому главному требованию к организации ППРС - это безопасность.
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса. В отличие от ИК технологий, которые активно внедряются в педагогический процесс дошкольных образовательных учреждений, явный минус использования ИКТ, то что они замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя наравне с ребенком в деятельность;
- добровольное присоединение детей к деятельности;
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- открытый временной конец деятельности (каждый из участников работает в своем темпе).
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.
Лэпбук могут делать:
Педагоги;
Педагоги с детьми;
Педагоги, дети и родители;
Дети и родители;
Родители
Дети самостоятельно, что будет последней, высшей ступенью развития познавательной деятельности детей.
Лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома.
Разновидности тематических папок, в зависимости от назначения:
учебные;
игровые;
поздравительные,
праздничные;
автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)
В зависимости от формы:
стандартная книжка с двумя разворотами;
папка с 3-5 разворотами;
книжка-гармошка;
фигурная папка.
Чаще всего, основой для лэпбука является твердая бумага или картон. Главное требование к размеру, чтоб книга умещалась на коленях. Для создания лэпбука не нужны дорогостоящие материалы – все, что нужно для его создания можно найти дома!
Организация материала:
стандартные кармашки; кармашки-гармошки; кармашки-книжки; окошки и дверцы; вращающиеся детали; высовывающиеся детали; карточки; стрелки; пазлы; чистые листы для заметок, мини-книжечки, кармашки простые и фигурные кармашки конвертики, пирамидки книжки-гармошки, мобильные вращающие круги, картинки в несколько сложений, карты, календари и др. .
Вот некоторые правила по созданию и оформлению лэпбука:
1. Эстетичность. Лепбук должен быть оформлен аккуратно, красиво. У детей должно появиться желание взять его в руки. В оформлении не стоит использовать много ярких цветов, ни в коем случае не использовать кислотные цвета.
2. Долговечность. Конечно ни одно пособие, да даже игрушка, не хранится вечно, но изготавливая лэпбук, стоит учесть, что с ним будут заниматься дети. Он должен быть достаточно крепким.
3. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации. Все подписи должны быть напечатаны понятным для детей шрифтом (в дошкольном образовании это только печатные буквы).
4. Все игры должны быть доступны пониманию детей. Взяв лэпбук, ребенок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться.
5. В лэпбуке приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков. Они вызовут интерес у детей.
6. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребенку и подобрана в соответствии с возрастом.
Лэпбук, будь то дидактическое пособие или финальный этап проекта, это интересный и полезный инструмент в работе с дошкольниками.
Как сделать лэпбук, что для этого надо?
Чтобы составить план, мы используем модель трёх вопросов. Задаем ребенку вопросы. Что ты знаешь о …? Что хотел бы узнать? Что сделать, чтобы узнать?
1.Определиться с темой. Тема может быть любая
тематические недели;
решение проблемных ситуаций;
литературные произведения;
интерес ребенка к конкретному виду деятельности.
Для детей младшего возраста можно брать «широкие, обобщающие» темы- зима, осень, транспорт и т. п. У вас получится книжка с самыми общеизвестными знаниями. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти знания являются новыми.
Для детей старшего возраста - темы берут более узкие, несущие конкретную информацию - это будет более продуктивнее, допустим времена года, насекомые, планеты, композиторы, художники, страны, исторические события. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение и комплексно изучить несколько тем)
.
2. После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему (цели и задачи) А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
3. Следующий этап самый интересный: Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д. и т. п.
В книжке –раскладушке поместилось очень много информации в очень привлекательной и интересной форме. При этом готовый лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап работы над темой, который дошкольники проделали самостоятельно. Например, дети постарше (старшая и подготовительная группа) сами (вместе с родителями) собирают игры, загадки, скороговорки.
Родителей к работе с папкой очень часто привлекают сами дети, когда просят сделать какую-то игру или карман для лэпбука, найти нужную картинку, сказку или стихотворение. С детьми помладше материалы готовят воспитатели и специалисты.
Но каждый может сделать его по- своему и главное совместно с детьми. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.
В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая совместная и увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка
Лепбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
Кроме этого, лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Родители обеспечивают поддержку:
организационную (экскурсии, походы)
техническую (фото, видео)
информационную (сбор информации для лэпбука)
мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
Давайте подробнее остановимся на использовании лэпбука в работе с детьми
Одним из вариантов использования лэпбука в моей работе было внесение готового материала, где я подобрала материал, по теме «Грибы», который в течение недели пройдет у меня в разные режимные моменты. Знакомство с ним я начала с простого рассматривания содержания нашей «книги», познакомила с правилами пользования лэпбуком. Также мы рассмотрели игры, уточнили их правила, когда и где можно в них поиграть.
В течение недели, включала работу с лепбуком в разные виды деятельности: в совместную образовательную деятельность в режимные моменты включала загадки и занимательный материал, в организованную образовательную деятельность – строение насекомых, растений, грибов экологические знаки, судоку, также включала в самостоятельную деятельность детей - дети брали и играли в лото, загадывали друг другу загадки, обменивались занимательными заданиями, играли в игру «Съедобное – несъедобное». Таким образом, у нас прошло знакомство с первым лэпбуком, как вариант работы с детьми, когда вы вносите готовый материал.
Следующий вариант, это совместное создание лэпбука с детьми, как итог проекта, тематической недели «Шестиногие малыши. В течение недели мы с ребятами знакомились с насекомыми, собирали информацию, подбирали материал, на занятия готовили карточки, а в конце недели мы оформили его в «умную книгу», где дети стали непосредственными участниками при оформлении данного пособия, которым они могут пользоваться по мере необходимости.
Еще один вариант лэпбук «Цветы»– это домашнее задание семьям, где родители, как непосредственные участники образовательного процесса совместно с ребенком подбирали дома материал, оформляли его и представляли другим детям, обыгрывали свои задумки и содержание лэпбука.
Еще один вариант в перспективе – это «творческая мастерская» родителей и детей, где родители и дети в группе в тесном взаимодействии с педагогом, все вместе создают один из компонентов будущего лэпбука, и презентуют его перед другими участниками, получается один большой лэпбук, где потрудились родители и дети всей группы одновременно, но здесь родителей заранее информируем о том, что именно мы будем делать, распределяла информацию между семьями, которую им необходимо приготовить, назначаем день, в который состоится «мастерская», где совместными усилиями детей-родителей и педагога будет создаваться тематическая папка или оформлялась часть тематической папки по намеченной теме.
Таким образом, лэпбук — это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий. Это игра, познание и творчество!
Использование игровой технологи «лэпбук» позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста
статья рассказывает о роли дидактических игр в воспитаниии дошкольников...
Статья. «Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста.»
В статье говорится как играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей, приведен перечень дидактических игр..
Статья "Взаимодействие социальных институтов в развитии детей дошкольного возраста"
В статье го
- С любовью к России мы делами добрыми едины
- Конспект занятия во 2 младшей группе на тему "1мая! "
- Инновационная деятельность педагога в работе с родителями. Использование технологии фасилитации
- Самоанализ воспитателя по организации игровой деятельности с воспитанниками
- Волшебство любимой игры
- Формирование математических представлений дошкольника, как часть образовательной деятельности
- Ресурсные возможности содержания и методики обучения физическим упражнениям в современных образовательных условиях
- Безопасная зима. Обморожение
- Формирование толерантности у старших дошкольников посредством этнокалендаря
- МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ игрового интегрированного занятия по вопросам пропаганды безопасности дорожного движения в подготовительной группе
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Миронова А. С. Лэпбук как инновационная технология развития детей дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/detsad/raznoe/file/45232-lepbuk-kak-innovatsionnaya-tekhnologiya-razvitiya-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.11.2024)