Использование развивающих игровых пособий при формировании элементарных математических представлений дошкольников
Использование развивающих игровых пособий при формирование элементарных математических представлений дошкольников .
Цель: создать условия для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.
Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме. 2. Изучить игровые технологии в обучении математике детей дошкольного возраста
3. Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей. 4. Использовать разработанный материал на занятиях по ФЭМП.
Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Дети удивительно активны и любознательны, они просто как губка впитывают в себя все, что происходит вокруг. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации игра.
Для успешного освоения программы на занятиях по формированию элементарных математических представлений я использую занимательный математический материал.
Использую игровые технологии: игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, кубики Б. Никитина, игровые занимательные задачи для дошкольников З. Михайловой развивающие игры «Все для счета», «Цифры» , дидактические карты .
Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длинны. Дети учатся составлять числовую лесенку, различать палочки по длине, решать арифметические примеры, с помощью палочек измерять длину предметов. Дети осваивают умение соотносить цвет и число. Для этого в каждой игре - упражнении закрепляется название цветов и числовые обозначения, состав числа, различении цифр, цвета, самостоятельно формулируют вопросы и отвечают на них.
Использование логических блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве геометрическим отношениям С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер. В играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия математики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и т. д.
Использую игры Б. Никитина - кубики «Сложи узор», «Сложи квадрат». Эти игры способствуют развитию произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, творческих способностей, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей. «Сложи квадрат» - игра головоломка, получая части квадрата ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, как возможных взаимоотношений и взаиморасположений.
С помощью игры «Сложи узор» хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы. Складывание узоров в виде букв и цифр, поможет ребенку быстрее их выучить и запомнить.
Настольные игры в виде математических пазлов, использую дидактические карточки с играми «Зеркало», «Засели домик», «Подбери пару» и другими.
Среди многообразия развивающих игр в нашем детском саду используются игра «Математический планшет». Дети с удовольствием составляют различные цифры, фигуры, с помощью резинок и гвоздиков . С помощью этой игры происходит развитие умений наблюдать и сравнивать, сопоставлять и анализировать, делать простейшие обобщение. Все геометрические представления формируются на основе образного видения, что отвечает особенностям мышления ребенка. Это пособие универсально, его можно использовать в разных видах образовательной деятельности. Игра с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, но также образное и творческое. Развивается координация движений обоих рук их ловкость, умение моделировать на плоскости, умение создавать изображения по образцу, по схеме, фантазия, логика, кругозор.
Особое место среди математических развлечений занимают игры З. Михайловой «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Пифагор». Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей увлекает результат — составить увиденное по образцу или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Для своих воспитанников изготовила комплекты игр. Все игры объединяет общие цели, способов действия и результата. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур.
Мною так же был изготовлен лепбук « Матетатика в детском саду» в котором я попыталась представить все разделы ФЭМП: ориентирование в пространстве и времени, счет, геометрические фигуры.
В результате у детей появился интерес к играм математического характера. Время на занятиях используется рационально, более продуктивно. Умение добиваться конечного результата – чрезвычайно важное качество в жизни ребенка и взрослого. А пока игра для детей – возможность быть успешным, уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми, конструировать, сочинять, создавать собственные проекты и использовать свой результат в дальнейшей деятельности.
Список использованной литературы:
- Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". - М.: Просвещение 1989 г.
- Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991).
- Колесникова Е.В. Методическое пособие. Математика для детей 5-6 лет.- Сфера 2018 г.
- Сценарий интегрированного занятия "Аппликация "Большой дом" (развитие речи )
- По следам сказки
- Необходимость инклюзивного образования в современных условиях
- Новогодняя елка
- Конспект нод во второй младшей группе на тему "Флаг России"
- План мероприятий в области создания предметно-пространственной среды ДОУ
- Эколята - друзья и защитники природы
- Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
- Информ дайджест для педагогов «Lego-технология как средство развития детей дошкольного возраста»
- Личностно-ориентированные технологии в детском саду
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Асманова А. А. Использование развивающих игровых пособий при формировании элементарных математических представлений дошкольников // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/detsad/raznoe/file/24991-ispolzovanie-razvivayushchikh-igrovykh-posobij-pri-formirovanii-elementarnykh-matematicheskikh-predstavlenij-doshkolnikov (дата обращения: 21.11.2024)