Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Речь является одной из главных ступеней в развитии детей. В процессе индивидуального развития словарный запас слов детей увеличивается и совершенствуется. С каждым этапом взросления ребенок познает все новое из того что он видит из окружающего мира, тем самым дополняя свой словарный запас слов.
В возрасте трех лет дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают выводы, устанавливают взаимосвязь между ними. У ребенка формируется способность к обобщению. Появляется навык объединения ряда предметов, сходных по назначению, в единую группу, различать предметы, близкие по внешним признакам.
В возрасте четырех лет активный словарь ребенка может составлять примерно две тысячи слов.
В речи ребенка, можно встретить местоимения (мой, твой, ваш, наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (три, пять). Сначала в речи ребенок употребляет качественные прилагательные (светлый, твердый), затем можно встретить притяжательные (папина кепка).
Постепенно совершенствуется грамматическая правильность речи. На вопросы взрослых ребенок уже может ответить - развернутыми фразами, состоящими из трех и более слов. Речь в целом становится, отчетливее и понятнее.
В этот период жизни проявляется наибольшая чуткость ребенка к языку, он интересуется значениями слов («Кто льва назвал львом, зайца-зайцем, зебру-зеброй?»), пробует создавать новые слова, рифмует их (карам, барам, тарам, сарам, у рам; курок, урок, сурок, арок).
В этом возрасте речь детей еще далека от совершенства, хотя они и стараются усвоить родной язык. Так, трехлетние дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки, рассказа. Встречаются и такие грамматические ошибки, как неточное употребление предлогов и падежных окончаний (полетим на космос), неправильное образование некоторых грамматических форм, например, множественного числа существительных (много карандашов). Не всегда верно ребенок употребляет слова (у меня ручки засохли, надо свет потушать). Звуковое несовершенство речи объясняется возрастными и физиологическими особенностями.
С того момента как словарный запас ребенка начинает увеличивается, сложнее становятся и построенные им фразы. Употребляя намного сложнее по своему строению слова и фразы, он все еще может допускать ошибки при их согласовании, произношении окончаний и употреблении правильных предлогов. Конструкция предложений постоянно усложняется, и употребляются новые части речи.
Для развития ребенка нужно заниматься совместным рассматриванием изображений в книгах, журналах и вместе соревноваться, кто больше назовет предметов определенного цвета, определенной формы. Если ребенок ошибается в произношении или в ответе, ему нужно вежливо объяснить, как будет правильно, ругать при этом ребенка нельзя. В своем возрасте ребенок с легкостью может запоминать и использовать основные грамматические формы слов. Особенно эффективно заниматься с ребенком в игровой форме, тогда он больше усвоит и запомнит материал. При назывании предметов ребенок использует количественное обозначение в единичной или множественной форме. Если у него получается плохо, то нужно стараться ненавязчиво поправлять и объяснять ему, в чем ошибка.
- Азбука пешеходных наук
- Социально - коммуникативное развитие
- Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр
- Мини- музей Пуговка
- Консультация «Как понимать и ценить детские рисунки»
- Познавательно-исследовательский проект"Волшебная сила магнита"
- В русской избе
- Использование макетов в ДОУ как инновационная технология познавательного развития дошкольников
- Собирательство и коллекционирование
- Мусоргский. Картинки с выставки
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Ахметжанова А. К. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации» // URL: https://edupres.ru/detsad/raznoe/file/14731-razvitie-rechi-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 13.11.2024)